English version

Поиск по названию:
Полнотекстовый поиск:
АНГЛИЙСКИЕ ДОКИ ЗА ЭТУ ДАТУ- Creatiive Processing Steps (AC-09) - L571231c
- National Academy of American Psychology (AC-08) - L571231b
- Responsibility (AC-07) - L571231a
СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: КАК СОЗДАТЬ ТРЕТЬЮ ДИНАМИКУ
Cохранить документ себе Скачать
1957 КОНГРЕСС СПОСОБНОСТЕЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: КАК СОЗДАТЬ ТРЕТЬЮ ДИНАМИКУ

Лекция, прочитанная 31 декабря 1957 года

Как у вас дела?

Аудитория: Хорошо.

Вероятно, у каждого народа есть слабое место. У британцев вне всяких сомнений есть слабое место, вне всяких сомнений. У испанцев есть слабое место; у итальянцев есть слабое место. Но у американцев нет никаких слабых мест, не так ли?

Я скажу вам, что является самым большим слабым местом в Америке. Вы хотите об этом узнать?

Сначала нам нужно рассмотреть один интересный принцип, который заключается вот в чем: за все, что вы ставите на автомат, вы перестаете нести ответственность. Все, что вы помещаете в категорию тех вещей, которые вы больше не можете контролировать, к которым вы больше не имеете никакого отношения, оказывается вне зоны вашей досягаемости, вне области вашего внимания и становится неспособностью.

Так вот, недавно я сказал, что тэтан сам создает свои умственные образы-картинки и при этом не знает, что он это делает. Что ж, ему это удается потому, что где-то тут он помещает автоматизм; он мокапит нечто, называемое Джо, и он все равно снабжает эту штуку картинками, но не контролирует ее, а эта штука продолжает выдавать ему его же собственные картинки. Конечно же, он сам создает свои картинки, но эта штука выступает тут в качестве промежуточной точки, и он говорит: «Я больше не несу ответственности за эту штуку, которая находится вот здесь». Вы это понимаете? В Саентологии мы называем это автоматизмом.

К примеру, через тридцать, сорок или пятьдесят лет люди, вероятно, будут смотреть на автомобиль как на какую-то диковинную штуку. Он, вероятно, превратится во что-то такое, чего никто никогда не видел и о чем, вероятно, никто ничего не знает.

Почему? Потому что автомобиль превращают в автоматическое транспортное устройство, которое доставляет водителя и пассажиров в разные места. Статистика дорожно-транспортных происшествий возрастает в той степени, в которой автомобили становятся чем-то автоматическим. Так вот, если вы думаете, что я несу чушь, то это не так – главным образом потому, что я стою на месте. Я не преувеличиваю... то, что я вам говорю, это правда.

Чем в большей степени та или иная вещь управляет человеком, тем в меньшей степени он управляет ею. Вы это понимаете? Так что этот автомобиль, который изменяет положение людей в пространстве, в конце концов станет неконтролируемым, статистика дорожно-транспортных происшествий идет вверх, вверх, вверх. Так вот, способ снизить количество дорожно-транспортных происшествий заключается не в том, чтобы говорить людям, что они будут попадать в аварии. Это просто постулат, направленный на то, чтобы убить их. Чтобы снизить количество дорожно-транспортных происшествий, нужно, чтобы человек доставлял автомобиль из точки «А» в точку «Б», а не доставлялся автомобилем из точки «А» в точку «Б».

Вот один очень интересный пример. У меня был «Ягуар». У меня его больше нет; он где-то на Цейлоне. И этот автомобиль не нравился Мэри Сью. Он ей не нравился; это был автомобиль с переключением передач. Она никогда в своей жизни не видела машину с переключением передач и никогда не водила такую машину. Это так. Она не знала, что такое переключение передач. И этот автомобиль был с правосторонним управлением, так что нужно было возиться с переключением передач вот тут, и поэтому он ей не нравился. Пока в один прекрасный день я не сказал ей: «Ты должна вести этот “Ягуар” по дороге. Ты должна вести его на поворотах. Ты должна увеличивать его скорость и снижать его скорость». И она сказала: «Подумать только». И она сразу же вывела эту машину, она повела ее по дороге, она вела ее на поворотах, она вела ее на большей скорости и на меньшей и так далее, и вдруг она оказалась в состоянии управлять этим «Ягуаром» и контролировать его; этот автомобиль больше не управлял ею и не контролировал ее. Я думаю, что она так и не вернулась к этой небрежной привычке, когда автомобиль доставляет вас в различные места.

Но если человек не знает всего этого, то в конце концов возникнет ситуация, когда он будет сидеть за рулем автомобиля и что-то будет управлять этим автомобилем, но это будет не сам человек. Уловили идею? Именно поэтому и растет количество дорожно-транспортных происшествий. Что-то ставится на автомат, и за этим следует катастрофа, поскольку при этом появляется безответственность.

Следовательно, все то, что человек ставит на автомат таким вот образом... он перестает нести ответственность за все это. И в Америке мы перестали нести ответственность за все то, что как бы встроено в жизнь нашей страны и действует на автомате: Конституция, «Билль о правах», демократия. Вот и все... это автоматизм.

Все это было установлено парнем по имени Джордж Вашингтон; Бен Франклин помогал ему; Том Джефферсон и остальные ребята – они хорошо поработали. И пока хоть кто-то из этой команды был жив, в этой машине присутствовала какая-то жизнь. Не так ли?

И кто-нибудь тут и там в дальнейшем привносил какую-то жизнь в эту машину. Но послушайте, в Америке у нас есть все эти законы, гарантирующие свободу, однако у нас нет свободы. А в Европе нет никаких законов, гарантирующих свободу, но там есть свобода. Вы это понимаете?

Так вот, это любопытное осуждение жизни страны, но я не собираюсь говорить вам о том, что Америка вся плохая. Она не плохая. Страна не является ни хорошей, ни плохой; она является способной или неспособной.

И неспособность появляется тогда, когда вы больше не несете ответственность за функции страны... вы становитесь неспособны как демократическое общество. Именно эта величайшая опасность угрожает Соединенным Штатам – не атомная бомба.

Едва ли найдется хоть один американец... это и есть его слабое место... который не скажет вам такой вот полнейшей глупости: «Кто-нибудь этим занимается».

Вы говорите: «Гражданская оборона. Нет никакой гражданской обороны. Ну скажите мне, что это, черт возьми, за идея – напрашиваться на войну с Россией, не создав гражданской обороны?» Большинство людей, с которыми вы начнете говорить на эту тему, один за другим скажут вам: «Кто-то этим занимается».

Не так давно я разговаривал с парочкой инженеров – эти двое очень интересовались ракетной техникой, их работа была связана с ракетной техникой. И я спросил: «У вас уже есть таблица, показывающая соотношение между давлением и диаметром сопла?» Я знал, что пятнадцать лет тому назад такой таблицы не существовало, и я хотел узнать, появилась ли такая таблица с тех пор. Эти двое посмотрели на меня с глупым видом: «О, мы уверены, что кто-нибудь этим занимается».

Вы знаете, что они используют вместо такой таблицы, чтобы запускать свои «Вангарды», «Снарки» и «Корпоралы»? Вы знаете, что они используют? Они используют таблицу отдачи брандспойта пожарного депо Чикаго! Она все еще используется; на днях я видел экземпляр этой таблицы. Только теперь эти ребята делают вид, будто это таблица «отдачи» ракеты, футо-фунтов тяги. Насколько большим должно быть отверстие в конце ракеты и с какой скоростью должна протекать реакция, чтобы запуск ракеты проходил оптимально. Вот что я имею в виду под «соотношением между давлением и диаметром сопла», но эти ребята по-прежнему пользуются таблицей пожарного депо Чикаго для брандспойта.

Таблица для брандспойта решает прямо противоположную задачу. Пожарнику не нужно, чтобы у брандспойта была «отдача», поэтому эта таблица была разработана таким образом, чтобы получить минимальную отдачу при данном размере сопла и данной скорости водяной струи. А мы удивляемся, почему «Вангарды» никак не могут взлететь.

Что ж, все это не настолько просто, как я вам излагаю, и, возможно, дела тут обстоят не настолько плохо; может быть, есть кто-то, кто получил какие-то ассигнования для того, чтобы разработать таблицу, показывающую соотношение между давлением и диаметром сопла.

Но это чувство, что «кто-то другой этим занимается», когда-нибудь приведет к тому, что эта страна окажется под большой могильной плитой. Это как бы встроено в жизнь этой страны.

Права человека гарантированы: свобода слова, свобода печати, свобода вероисповедания. Эти свободы абсолютно гарантированы, вам вообще не нужно ничего делать по поводу всего этого.

Послушайте: если все это есть только на бумаге и никто не заботится о том, чтобы эти права существовали, они перестают существовать! И они перестают существовать прямо сейчас.

Когда вы говорите, что «народ Соединенных Штатов выбирает президента Соединенных Штатов»... как давно кто-нибудь подходил к вам и спрашивал, кого вы хотите видеть в качестве президента? Вам предлагают пару каких-нибудь болванов, ни одного из которых вы не взяли бы даже в качестве посыльного, и спрашивают: «За кого из этих двоих вы хотите голосовать?» О, нет. Это представительное правление.

Да, я знаю: я очень сильно придираюсь к Соединенным Штатам. Но еще буквально вчера Соединенные Штаты были источником света для всего мира; а уже сегодня в мире говорят о том, что эта страна становится второразрядной державой! Почему эта страна становится второразрядной державой?

Причиной тому лишь одно: политическая жизнь этой страны поставлена на автомат. Третья динамика здесь поставлена на автомат, и отдельный американец испытывает колоссальное нежелание брать ответственность за кого бы то ни было, кроме самого себя, поскольку законы целиком и полностью гарантируют, что каждый человек позаботится о каждом другом человеке; но человек не обязан заботиться о ком бы то ни было. Вы это понимаете?

Так вот, это звучит ужасно резко, вы можете откинуться на спинку стула и сказать: «Что ж, Рон сейчас допускает серьезные ошибки».

Но когда вы отправляетесь на войну, вы стреляете, в вас стреляют, а потом вы видите, как кучка тупиц вроде Джона Фостера Даллеса проигрывают войну еще до того, как она вообще началась, то тут есть отчего негодовать. От таких вещей можно и разозлиться.

Хорошие люди отдают свою жизнь, чтобы не подпустить врага к нашим берегам, а потом кто-то работает день и ночь, чтобы потерять достигнутый мир. Как вообще ему это позволили? Причиной тому лишь одно: «Кто-то другой этим занимается».

Вот как это работает: «Я со своим слабым голосом... я со своим слабым голосом вообще не могу оказать никакого влияния на действия федерального правительства. Я со своим слабым голосом ничтожен перед лицом этого громадного того-то или сего-то».

Нам говорили: «Военно-морские силы Соединенных Штатов слишком велики; они больше не могут действовать эффективно». Они не могут действовать эффективно, поскольку они слишком велики.

Правительство США невозможно контролировать, поскольку оно слишком велико.

Есть лишь одна сила, которая наделяет федеральное правительство правом голоса, и эта сила – народ Соединенных Штатов. Но если эти люди больше неспособны брать ответственность за кого-то еще, кроме самих себя, то здесь не будет никакой демократии. Здесь будет тоталитаризм, или социализм, или какой-нибудь новый «изм», но больше не будет Соединенных Штатов Америки, демократического государства.

Что же все это такое? Что ж, это значит служить панихиду раньше времени, не так ли? Но не думаете ли вы, что здесь слишком рано берутся служить панихиду в последние несколько недель или месяцев? На самом деле со времени переизбрания Эйзенхауэра мы постоянно находимся на грани войны. Человека, которого, вероятно, сильнее всего ненавидят за границей, мы усердно стараемся сохранить на его должности; этот человек недавно сказал: «Нет, я не буду помогать голландцам в Индонезии». После этого туда сразу же пришли коммунисты и взяли все в свои руки.

Вы знаете, что делают со страной коммунисты? Вы знаете, что это за экономика

– коммунизм? Это настолько плохая экономика, это настолько плохая, рабская экономика, что она порождает инфляцию, которую даже не могут представить себе люди ни одной другой страны, такой, как наша, и эта инфляция вынуждает захватывать все новые и новые страны – одну за другой, – чтобы их можно было разграбить!

Россия не может произвести достаточное количество еды, достаточное количество одежды, достаточное количество обуви! Рабская экономика никогда не сможет произвести всего этого.

За счет чего они продолжают жить? За счет того, что они пожирают красный Китай! За счет того, что они заставляют своих сателлитов голодать сильнее, чем голодают сами... именно за счет этого им и удается продолжать существовать. Интересное дело.

Если вы посмотрите на Россию как на своего рода вакуум, который постоянно нуждается в новых завоеваниях, чтобы продолжать жить, то, боюсь, вы поймете международную политическую ситуацию лучше, чем ее понимает доктор Даллес.

Юристы всегда придерживаются странных взглядов относительно собственности. Собственность – это что-то, что находится в руках божьих и по поводу чего ведутся споры в судах. Юрист, как правило, имеет дело с собственностью в те моменты, когда она переходит от одного владельца к другому, когда она является предметом судебного разбирательства и так далее. Собственность голландцев в Индонезии была собственностью голландцев. И юрист Даллес сказал: «Что ж, мы не будем вмешиваться в то, что происходит в Индонезии», и теперь вы увидите, как в следующие несколько недель коммунисты вновь начнут подпирать свою шаткую инфляционную экономику, прибирая к рукам все, что можно прибрать к рукам в Индонезии, и отправляя это к себе домой, в Россию. Точно так же, как Франклин Делано позволил им прибрать все к рукам в Маньчжурии и отправить все это в Россию. Точно так же, как им позволили прибрать все к рукам в Восточной Германии и отправить все это в Россию.

Это саранча! Со времен Чингисхана или даже с более ранних времен эти люди никогда не действовали иначе – они всегда были вакуумом, поглощавшим товары. Кампании, проводимые Чингисханом, и эти кампании, направленные против Индонезии и так далее, отличаются друг от друга лишь постольку, поскольку завоевание политическими средствами отличается от завоевания военными средствами.

Ну да ладно. Вот это огромное количество товаров, которые находятся в Индонезии; сейчас они присвоены индонезийским правительством. Но куда эти товары отправятся теперь? В один прекрасный день маленькие люди Индонезии проснутся и увидят, как кто-то приехал на грузовике и забирает их мотыги и лопаты. О, скажете вы, это несколько странно. Что вы имеете в виду? Что ж, если они не оставят мотыги и лопаты, с помощью которых эти люди могли бы работать, то как же они получат какую-нибудь другую продукцию? Это та проблема, которую русские так и не смогли разрешить, и это их слабое место; вы должны позволить кому-то еще дышать, чтобы получить производство!

А русские думают, что если просто как следует усесться кому-то на шею и не позволять ему дышать, то получишь производство!

Это война за производство, и она ведется прямо сейчас, и каждая кроха добра, которой позволяют упасть в руки русских (из любого источника), используется для того, чтобы подпереть экономику, – экономику, которая запросто может рухнуть в течение следующих нескольких месяцев! Счет идет на дни.

Посыльный в России получает не больше денег, чем получает посыльный здесь; но яйца там стоят по два, по три доллара за штуку, и он, вероятно, может получить два яйца в неделю. Если вы покупаете новую пару обуви раз в год, то вы относитесь к классу капиталистов. Эти люди умирают от голода.

Когда какой-нибудь рабочий возвращается домой, его дети всегда спрашивают:

«Ты принес что-нибудь поесть на этот раз?» Эти люди работают упорно. Русские говорят: «Ну что ж, экономика должна быть такой, в которой... чтобы каждый мог прийти... – понимаете, и все они создают общий фонд товаров... – и мы все будем богатыми». Что ж, им так и не удалось стать богатыми, действуя на основе этой теории.

Европа уже давно усвоила, что только частное предпринимательство и освобождение людей могут привести к созданию успешной экономики; и Европа уже давно отпустила своих рабов, но Россия этого еще не сделала; она все еще использует такую экономику.

Все это государство рухнет, как только Россия лишится возможности получать товары от завоеванных сателлитов. Возможно, для вас это совершенно новый взгляд на российскую экономику.

Что ж, идем ли мы в чем-то похожим путем? Да, мы идем похожим путем, но он звучит так: «Я ничего не могу сделать. Бедный маленький я с моим ничтожным голосом против этого громадного автоматизма. Я ничего не могу сделать».

Что ж, послушайте, если вы ничего не сделаете, то ничего и не будет сделано.

Никто другой этого не сделает.

В это общество была встроена идея о том, что это плохо – брать ответственность за кого-то еще, кроме себя самого; эта идея встроена в это американское общество просто за счет того, что свобода зависит от этого автоматизма. Автоматизмы отмирают, не забывайте об этом, они не служат вам вечно.

«Желание и готовность взять ответственность за кого-то другого помимо меня самого». И бог ты мой, как же это работает на американцах в процессинге. Так вот, с англичанами дело обстоит несколько иначе; англичане отличаются от американцев, чуть-чуть отличаются. И это просто потрясающе, поскольку вы говорите: «Есть ли кто-то, за кого вам не нужно брать ответственность?» – и англичане реагируют на этот вопрос лучше. Эти чертовы дураки взяли ответственность за всех и каждого до такой степени, что вы не можете вытащить их из сессий группового одитинга. Вы просто... это трудно.

Просто позвольте группе британцев собраться вместе и начать обсуждать какой-нибудь вопрос. О, нет! Вы будете обсуждать этот вопрос до двух-трех часов ночи, пытаясь прийти к какому-то решению, поскольку каждый берет ответственность за обсуждаемый предмет.

Что ж, в этом нет совершенно ничего плохого, и это, вероятно, единственная причина, по которой они все еще держатся на плаву.

Демократия у них не поставлена на автомат. Пока старый «За-и-Против» участвовал в крестовых походах, кто-то приставил королю Джону короткий кинжал к горлу и сказал: «Джонни, подпиши здесь. Ха! Подпиши здесь». И с тех самых пор англичанам постоянно приходилось сражаться за демократию. Я думаю, что изначально демократия пришла к ним как римская традиция. Я думаю, что это, вероятно, единственное место в мире, где римская этика и политическая философия все еще существуют без значительных искажений. Англосаксы попытались уничтожить все это, юты и остальные народы, которые туда пришли, пытались растоптать демократию. Туда пришли норманны, все пытались превратить англичан в рабов, однако англичане являются наименее раболепным народом, с которым вам когда-либо приходилось иметь дело. Это весьма интересно, весьма интересно.

Взять парня, который таскает уголь вверх по лестнице, взять парня, который обслуживает вас в ресторане, – никто из них не считает себя рабом. Однако американцы скоро начнут считать себя рабами, – скоро, поскольку их свобода поставлена на автомат и поскольку их очень усердно обучили тому, что нужно заботиться о самом себе.

Америка ставит под сомнение каждого, кто хочет ей помочь. Если вы посмотрите на историю этой страны, вы увидите, что у нее есть национальная привычка убивать всех, кто приходит, чтобы помочь ей. Америка обязана тем, что у нее есть атомная бомба... о, нескольким сотням ученых, но некоторых из ведущих ученых, которые создали эту атомную бомбу, сегодня вышвырнули из правительства... за подрывную деятельность? Нет, нет, подать голос – это не подрывная деятельность. Их вышвырнули по одной единственной причине. Боюсь, это произошло потому, что они помогали.

Если вы посмотрите в этом плане на историю Америки, вы увидите, что это плохая история. Это глупость.

Так вот, мы можем говорить об этом прямо, даже не стремясь по-настоящему критиковать кого-то, и вот почему: мы можем что-то с этим сделать. Желание и готовность взять ответственность за кого-то еще, кроме себя, лежит в основе любого успешного супружества. Почему у нас происходит столько разводов в Соединенных Штатах? Почему статистика разводов находится на таком высоком уровне?

И между прочим, из-за чего, если не из-за автоматизма, статистика дорожно-транспортных происшествий находится на таком высоком уровне? А? Возможно, в основе всего этого лежит одна и та же причина: «Не бери ответственность за другого человека». Это просто низкий уровень пан-детерминизма, вот и все.

Обычно я веду одновременно пять машин: свою собственную, ту машину, что едет сзади, ту машину, что едет впереди, ту машину, что едет справа, и ту машину, что едет слева. Если вы не будете вести все эти пять машин... это очень легко делать в этой стране, в этом нет ничего трудного... это не так просто делать во Франции. Но в этой стране это довольно легко делать; тут редко за рулем бывает кто-то еще.

Да, я, вне всяких сомнений, высказываюсь очень критично, но у меня есть причина быть критичным. Вам нужно знать, почему кто-то постоянно терпит неудачи в супружестве. Это происходит потому, что он не желает взять ответственность за кого-то еще, кроме себя самого. Вам нужно знать, почему кто-то постоянно терпит неудачи на работе: он не желает взять ответственность за кого-то еще в своем офисе, кроме себя самого, или за какую-то другую работу в своем офисе, кроме своей собственной работы.

Вам нужно знать, почему кто-то ведет себя несколько антисоциально, не может ладить с людьми: он не берет ответственности ни за кого, кроме себя самого. Вам нужно знать, почему кто-то не создает группу или не продолжает это дело: он не желает взять ответственность за кого-то еще, кроме себя самого.

Так вот, когда дело доходит до национальной катастрофы, такой, какую представляет собой атомная бомба, и людей ставят перед ее лицом, то в любой стране это, как правило, превращает всякого человека в «одного-единственного». Таким образом, на данном этапе американской истории эта особенность личности, которая могла бы и не вызвать никаких негативных последствий, в огромной степени усугубляется в силу того, что атомная бомба стремится превратить каждого из нас в «одного-единственного». Мы говорим: «Да как я вообще могу добиться сколько-нибудь разумного образа действий». И это подчеркивается: вы не можете осуществлять никакого контроля над международной политикой своей страны. Поскольку если бы право принятия решений по этим вопросам было оставлено за вами, то каждый из вас, – каждый из присутствующих сказал бы: «Уничтожить эти чертовы штуки!» Вы сказали бы: «Что ж, давайте свяжемся с Россией, давайте свяжемся с другими странами, давайте соберем все эти штуки, найдем в океане какое-нибудь местечко поглубже и сбросим их туда; а потом полностью запретим любое дальнейшее производство материалов для ядерной реакции в каких бы то ни было целях». Я уверен, что вы предложили бы что-нибудь вроде этого, если бы право принятия решений по этим вопросам было оставлено за вами!

Вы знаете, что вы предложили бы; однако вы видите, что этот громадный автоматизм, за который никто не отвечает и который называется правительством, делает нечто прямо противоположное; поэтому вы считаете, что вы совершенно бессильны по третьей динамике, и опускаетесь еще ниже, в еще большей степени становясь «одним-единственным».

Но послушайте, если кто-нибудь не скажет этого и если вы не скажете этого, то это так никогда и не будет сделано!

Так вот, вы скажете, что если каждый из нас поднимется и мы выступим всей массой и скажем обо всем этом, выразим это как «волю народа», то это будет услышано. О, нет, никого вовсе не волнует «воля народа». Это должны сделать вы!

«Воля народа» не является чем-то живым, чем-то, что дышит, «воля народа» не ест и не спит. Все сводится к вам.

Таким образом, найти решение наших национальных проблем, боюсь, можно только в Саентологии. Человек не располагает достаточным количеством знаний обо всем этом.

Когда атомная бомба превращает каждого в «одного-единственного», когда людям угрожает полное уничтожение, человек, как правило, говорит: «Я не могу». Но допустим, вы могли бы сказать... любой из вас, каждый из вас... мог бы сказать: «Я могу что-то с этим сделать».

Что ж, я скажу вам нечто весьма эзотерическое и весьма магическое по поводу всего того. Если вы тщательно сотрете эту идею о том, что атомная бомба может оказать воздействие на вас, и если у вас появится идея, что вы можете оказать воздействие на атомную бомбу, то вы, вероятно, сможете стоять (это доведение до абсурда) посреди атомного взрыва и у вас даже волосок с головы не упадет.

Живое существо должно принять решение о том, что ему что-то может причинить вред, прежде чем это что-то сможет причинить ему вред. Вы должны нести в себе семена своего собственного разрушения, иначе ничто не смогло бы причинить вам никакого вреда. Вы должны принять решение о том, что автомобиль может причинить вам вред, прежде чем автомобиль сможет причинить вам вред. Вы должны согласиться с тем, что вы будете уничтожены, – без этого вам не удастся даже палец порезать.

Я продемонстрирую вам небольшой интересный эксперимент. Возьмите как-нибудь машинку для стрижки волос или ножницы и состригите волосы со своей руки... у дам нет никаких волос на руках... и посмотрите на эти волосы, когда вы будете их состригать. Это совершенно магическое зрелище – машинка состригает волосы. «О, - скажете вы, – это самое обычное дело, то есть твердость ножей по сравнению с твердостью волос...» Вы объясняете все это при помощи энергии, при помощи математики и при помощи целой кучи глупой буффонады; но на самом деле, если нет ничего кроме знания, то волос должен знать, что он может быть срезан ножами, чтобы его можно было срезать; и есть множество вещей, которые нельзя чем-то разрезать. Есть множество веществ, которые нельзя разрезать при помощи других веществ. Что ж, все эти вещества не знают о том, что те другие вещества могут причинить им вред, вот почему этого не может произойти.

Почему после того, как на какой-нибудь город сбрасывают почти неограниченное количество тротила, там все равно остаются живые люди? Весьма вероятно, что эти люди приняли решение о том, что бомбы не могут причинить им вред. Почему живых людей вытаскивают из-под обломков в Токио... этот огромный разрушительный взрыв уничтожил весь центр города... но как же получилось так, что потом в центре этого города было найдено столько живых людей? Очевидно, что после взрыва атомной бомбы, с такой высокой температурой, с таким неистовством, со всеми этими осколками, с волной огня и со всем остальным... после этой огненной бури... естественно, после всего этого там не должно было остаться ни одного живого существа.

Что ж, это очень странно, и что меня всегда поражало в территориях, которые подверглись разрушению – а я кое-что знаю о таких территориях, – что меня всегда в этом поражало, так это то, что множество людей, оказавшихся непосредственно под ударом, остаются в живых! Вы говорите: «Что ж, вот как мы можем это объяснить: если бы катастрофа была более разрушительной, то эти люди погибли бы». У нас нет вообще никаких доказательств этого: эти люди не погибли. Это единственное доказательство, вы понимаете?

Что ж, давайте продолжим эту тему ответственности. Чтобы вы могли что-то делать с атомной бомбой и чтобы она не могла что-то сделать с вами, вы должны взять за нее ответственность; вы должны сгладить ее как проблему. Вы должны взять ответственность за эту атомную бомбу. А если вы скажете: «Вот этот ужасный автоматизм, который находится вон там, а вот тут, позади, – бедный, маленький, слабый я». Бог ты мой, тогда эта штука действительно сожрет вас... хрум, хрум.

Если бы у вас было вот такое умонастроение: «Вот здесь – я, а вот здесь – эта жалкая атомная бомба»... и вот она делает б-бах! А вы хлопаете эту штуку по верхушке взрыва и говорите: «Очаровательная маленькая атомная бомбочка. Славная игрушка для детей».

Так вот, существуют, скажу я вам, некоторые интересные доказательства всего этого. Проблема, сравнимая по величине; готовность взять ответственность за... это одно и то же.

Мы берем какую-нибудь супружескую пару; они вечно ссорятся, ссорятся, ссорятся, ссорятся, ссорятся. Что ж, похоже, что ссоры, главным образом, начинает жена, и она просто ругает своего мужа на чем свет стоит. Мы берем мужа, а не жену – мы вообще не оказываем влияния на национальный уклад ее жизни; мы проводим мужу процесс «Проблемы, сравнимые во величине» в отношении его жены и заканчиваем это процессом «За что в отношении жены он мог бы быть ответственен?» Это горячий процесс! После этого жена перестает устраивать ему скандалы.

Минутку, мы не проводили процессинг жене, мы провели процессинг мужу. Что ж, вы можете сказать: «Ну, поскольку... поскольку его поведение изменилось, он, вероятно, стал вежлив по отношению к ней; он, вероятно, перестал вступать с ней в ссоры; вероятно, он перестал напрашиваться на это; он, вероятно... действия и так далее». О, я клянусь, мы можем тщетно искать объяснения этому, но мы все равно не сможем найти настоящую причину, по которой это произошло; этот муж ведет себя в основном так же, как и раньше, или даже хуже!

В одном таком эксперименте, мужу всегда доставалось на орехи, если он приходил домой на пять минут позже, чем следовало. Так что я позаботился о том, чтобы время от времени он приходил домой позже не просто на пять минут, а на четыре-пять часов! И знаете, что произошло?

Его жена оставалась доброжелательной, милой, внимательной к нему во всем.

Но мы не проводили ей процессинг!

Приведу вам еще один пример. Был один парень, которого забирали полицейские на «Юнион Стейшен», его вечно арестовывали полицейские. Он был молод и он хорошо одевался, но полицейские постоянно подходили к нему и арестовывали его. Такая была у него судьба. Мы провели ему процесс «Проблемы, сравнимые во величине» в отношении полицейских и «За что в отношении полицейских он мог бы взять ответственность?». И знаете, что произошло? С тех пор его больше не арестовывали.

Так вот, это интересное положение дел: как оказать воздействие на что-то, ничего не делая в отношении этого? Хмм.

Как вы можете что-то сделать в отношении этого? Что ж, вот что забавно: вы всегда чувствовали, что если бы вы знали о чем-то, то это не смогло бы ничего сделать вам. У вас была идея, что к причине и следствию имеет отношение некое состояние знания, верно? Если бы вы просто в какой-то мере знали что-то, то это что-то ничего бы вам не сделало, понимаете?

Что ж, то знание, которое вы на самом деле ищете, – это совершенно особый вид знания. Это знание о том, что вы можете выживать, несмотря на все это. Но что находится на еще более высоком уровне, так это знание о том, что это необязательно должно вас убить, искалечить, травмировать или выбить из колеи. Вы это понимаете? Это знание заключается в том, что с вашей точки зрения в этом нет ничего плохого для вас.

Так вот, каким-то странным и особенным образом вы можете оказывать воздействие на поведение таких вещей, как правительство, атомные бомбы и других штук, по отношению к вам, вашей первой динамике. Но это если говорить только о вас.

А что произошло бы, если бы вы были готовы взять на себя ответственность в гораздо большем масштабе? Если бы вы были готовы взять ответственность за других, а не только за самого себя? И у вас не было бы всепоглощающего страха перед атомными бомбами; у вас не было бы сильного страха перед другими вещами, перед политическими потрясениями, перед инфляцией или чем-то еще в этом роде. И вы брали бы ответственность за других людей.

Что ж, если бы вы были готовы делать это, то боюсь, что вы накинули бы своего рода мантию на этих людей, которая защитила бы и их. Это и есть третья динамика.

Одно из проявлений третьей динамики заключается именно в этом. Вы понимаете? Это довольно странно... механика подобного рода. Это на самом деле не поддается разумному объяснению. Только в Дианетике и Саентологии мы могли бы найти подходящие слова, чтобы можно было хотя бы говорить обо всем этом.

Когда-то было так, что если шаман давал вам талисман или амулет, то духи ничего не могли вам сделать. Вы понимаете природу такого рода вещей? Что ж, это было деградацией – вам самим нести прямую ответственность за этот объект. Есть нечто в девять раз лучше, чем амулет шамана или голосование на политических выборах, а именно: уверенность в том, что вы можете быть следствием этого, что вы можете оказать на это воздействие и что это не может причинить вам вреда. Так вот, это единственное, чем объясняется сила талисмана, амулета или чего-то еще, что приносит удачу.

Несколько дней назад я провел тут интересный эксперимент с везением. Можно ли изменить везение? Я уверен, что сегодня мы можем изменять везение. Я сказал:

«Вы знаете, мне в последнее время не везло. У меня в последнее время не было большой удачи». Мы в кругу писателей постоянно говорили об «удаче». И у меня в последнее время просто не было удачи.

Так что я сказал: «Что ж, нужно просто принять решение, что удача мне улыбнется». Так что я принял решение, что удача мне улыбнется. А на следующей неделе я продал фильм и произошло чертовски много других вещей, которых я не ожидал. Затем я забыл об этом. Но я просто принял решение, что в течение нескольких дней мне будет везти... удача мне улыбнется.

Ответственность, желание и готовность взять ответственность за что-то... как вам, одитору, добиться этого? Это не что-то такое, в отношении чего вам нужно просто принять решение.

Бедолага Гаутама Будда на самом деле испытывал серьезные трудности со всем этим. Он сказал, что все, что вам нужно сделать, так это созерцать сущность разума, и ваше дело будет в шляпе; но если вы начнете созерцать статику, вы станете совершенно больным. Так что ответ находится где-то ближе к поверхности и за ним не нужно так глубоко нырять.

Давайте посмотрим вот на что. Существует ли процесс, который позволяет непосредственно работать с такого рода вещами? Да, существует несколько таких процессов; мы богаты такими процессами. Мы могли бы провести процесс, который выполняется более или менее следующим образом, если бы мы хотели полностью проработать какую-то конкретную тему. Так вот, помните, что все такие процессы нужно проводить в отношении терминалов. Все такие процессы нужно проводить в отношении терминалов.

Во-первых, вы должны попросить преклира придумать проблему. Если он может это сделать, вы просите его придумать проблему, которая была бы хуже, чем тот терминал, который вы выбрали. Это должен быть терминал, а не какая-нибудь идея или состояние. «Придумайте что-то худшее, чем мама. Придумайте что-то худшее, чем атомная бомба». Все, что угодно, понимаете, но это должен быть терминал.

Следующий шаг – когда вы более или менее сгладите это, вы переходите к следующему шагу: «Придумайте проблему, сравнимую по величине с данным терминалом». И в конце концов: «Что-то в отношении данного терминала, за что вы могли бы быть ответственны?» И если вы пройдете все это, вы пройдете весь цикл.

Сначала вы проходите: «Не позвольте этому стать хуже», понимаете? Вы стираете нисходящую спираль при помощи «Придумайте что-то худшее, чем это». И нисходящей спирали приходит конец. И между прочим, это на самом деле все, что лежит в основе нисходящей спирали: люди страшатся чего-то худшего, чем это! Если бы не было «чего-то худшего, чем это», то не было бы никакой нисходящей спирали. Вы уловили идею?

Человека вечно предостерегают: «Что ж, я знаю, что твоя участь довольно печальна, но все может быть гораздо хуже!» И после этого индивидуум старается не позволить этому стать гораздо хуже. Что ж, чтобы не позволить этому стать гораздо хуже, он должен держаться за все это. Верно?

Чтобы не позволить своим ногам или рукам стать хуже, он должен сохранять то состояние, в котором они находятся. Верно? А это «замораживает» их; после этого они начинают двигаться по нисходящей спирали, поскольку человек как бы думает о том, что это может стать «хуже», а это как постулат, и человек затягивает себя в более плохое состояние. Вы уловили идею? Так что процесс «Придумайте что-то худшее, чем эта нога» на самом деле позволяет остановить движение по нисходящей спирали и ухудшение состояния ноги.

Так вот, проблема, сравнимая по величине, на самом деле позволяет вам быть своего рода на равных с этим, так что вы действительно берете ответственность, придумывая... будучи причиной по отношению к проблеме, которой данный терминал мог бы быть, и в конце концов вы поднимаетесь на такой уровень, где вы просто решаете, за какую часть ее вы можете непосредственно взять ответственность. И разумеется, кроме всего прочего, используя «Проблемы, сравнимые по величине», вы исправляете игры. А также используя «Что-то худшее, чем это». Это очень интересно.

Хотел бы я знать, что произошло бы, если бы многие из вас придумали что-то худшее, чем другой человек, и придумали бы проблему, сравнимую по величине с другим человеком. А затем вышли бы на улицу и одитор сказал бы вам: «Найдите что-то в отношении этой девушки, за что вы могли бы быть ответственны». Вы поняли, что это процесс, связанный с выбором? Хотел бы я знать, что произошло бы с вами по третьей динамике. И хотел бы я знать, что произошло бы, если бы всего лишь несколько сотен человек, находящихся здесь, превратили все это в небольшой проект.

Хотел бы я знать, что произошло бы в этом случае с жизнью в Соединенных Штатах. Хотел бы я знать, что произошло бы.

Интересно, мы сейчас занимаемся одним экспериментальным проектом, связанным с атомной бомбой. Мы еще не закончили этот проект, но ничто не мешает вам заниматься тем же. Конечно же, это довольно трудная штука, чтобы начинать с нее новый процесс, поэтому нужно взять что-то, что является для человека проблемой настоящего времени, и провести «Придумайте что-то худшее, чем _______» и «Проблемы, сравнимые по величине с _______». А затем, что-нибудь... «Та ее часть, за которую вы могли бы быть ответственны», понимаете? Затем вы сглаживаете это... хотел бы я знать, дойдете ли вы постепенно до «Придумайте что-то худшее, чем атомная бомба», «Проблема, сравнимая по величине с атомной бомбой» и «Какая-нибудь часть атомной бомбы, за которую вы могли бы быть ответственны?»... Хотел бы я знать, сможет ли атомная бомба потом оказать хоть какое-нибудь воздействие на любого из вас.

А затем, если вы сгладите все это в отношении такого терминала как «люди», то хотел бы я знать, сможет ли атомная бомба оказать хоть какое-то воздействие на тех людей, из которых вы создадите группу. Интересные размышления, не правда ли? А?

Но то, что не доставляет американцу особого удовольствия, так это принятие ответственности за кого-то еще, кроме себя самого. Ему трудно это сделать.

В стране, которая когда-то была известна тем, что присоединялась к чему угодно, и притом без колебаний, – что как бы естественно для человека, – теперь возникло такое состояние, при котором ни у кого нет желания и готовности присоединяться к чему бы то ни было. Это интересное положение дел, которое имеет место в масштабе всей страны.

Так вот, Америка сейчас начинает осознавать (возможно, с некоторым опозданием), что она должна что-то сделать своему национальному правительству, или же что-то сделать с ним, или же что-то сделать по поводу него. Люди, которые никогда не думали о правительстве своей страны, теперь говорят о нем, думают о нем, беспокоятся о нем.

Бизнесмены, ведя свой бизнес, вынуждены принимать все это в расчет, что довольно интересно. Им приходится прикидывать, куда прыгнет эта кошка, чтобы разработать шаги, которые им нужно будет предпринять в ближайшем будущем. Что ж, раньше на самом деле никому и никогда не приходилось этого делать. Это говорит о том, что детерминизм правительства находится на более высоком уровне, чем детерминизм народа, и, определенно, на более высоком уровне, чем детерминизм отдельного индивидуума.

Самое лучшее, что тут можно сделать, так это просто поднять свой детерминизм на более высокий уровень, чем детерминизм правительства. И вы сами можете это сделать совершенно самостоятельно... вы!

Чертовски трудно держать тэтанов под пятой; они довольно сильные создания. Перед ними приходится ставить множество барьеров. Их приходится постоянно убеждать в том, что они крохотные и хрупкие. Приходится постоянно наступать им на горло, а для этого нужно позаботиться, чтобы у них было горло, и тогда их можно будет держать под пятой.

Ведь каждый из вас обладает достаточной мощью, чтобы разделаться со всей этой проблемой, если сможет поднять свою голову достаточно высоко для этого. Довольно интересная мысль, не так ли?

Возможно, вас пугает ответственность за то, чтобы взять на себя такую ответственность.

Азиаты уже изобрели механизм, направленный на то, чтобы не позволить никому взять ответственность. Если вы спасете жизнь китайцу, тонущему в реке Хуанпу, то вы станете ответственны за все, что он сделает в дальнейшем. И это неправильно с точки зрения китайцев! И они – нация рабов. Я не знаю, что плохого в том, чтобы быть ответственным за все, что сделает этот парень в дальнейшем.

Карма... что неправильного в карме? Дианетический одитор может стереть ее. Что неправильного в том, чтобы быть ответственным за что-то еще, кроме себя самого? Что ж, вы должны принять решение, что в этом есть что-то неправильное, прежде чем в этом будет что-то неправильное.

Если вы хотите, чтобы в этой стране появилась третья динамика, то, я думаю, больше всего шансов у нее будет на это... я думаю, что больше всего шансов у нее на это будет наверняка в том случае, если те, кто находится здесь, в этой комнате, прямо сейчас примут решение получить процессинг в отношении какой-то области ответственности. Иначе говоря: «Ответственный за себя и за других», или «За что вы могли бы быть ответственны?», «За что вы готовы быть ответственны?». И разрешили бы все это в том, что касается правительства страны, своей готовности принимать в чем-то участие, своей готовности создать третью динамику.

Возможно, впервые с тех пор, как Пол Ривери скакал туда-сюда по дорогам, крича: «Британцы идут», и таким образом объединил, по крайней мере в поэзии... американская идея о ганг-хо... работать вместе.

Что ж, эти люди работали вместе в достаточной степени, чтобы избавиться от Георга III, но это не могло быть очень трудным делом, поскольку Георг в то время был сумасшедшим. Кстати, вчера у меня была его голова на булавке для галстука... небольшая гинея, на которой изображена голова Георга III, – я нашел ее в Англии. Я подумал, что кому-нибудь уже пора привезти его голову домой.

Но мы можем объединиться перед лицом такой крайне чрезвычайной ситуации и кое-чего добиться.

На самом деле я не вижу никаких причин, по которым мы не могли бы объединиться, просто потому, что это разумно. Я не вижу никаких причин, которые помешали бы вам взять ответственность не только за себя, но и за других. Я не вижу никаких причин, по которым было бы невозможно, начав прямо здесь, создать третью динамику в Америке.

Я надеюсь, что это может быть сделано. Спасибо.