English version

Поиск по названию:
Полнотекстовый поиск:
АНГЛИЙСКИЕ ДОКИ ЗА ЭТУ ДАТУ- Motion and Emotion (SCHEV-7, HEV-8) - L510816
СОДЕРЖАНИЕ ДВИЖЕНИЕ И ЭМОЦИЯ
Cохранить документ себе Скачать
1951 ЛЕКЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА ПО ОЦЕНКЕ ЧЕЛОВЕКА

ДВИЖЕНИЕ И ЭМОЦИЯ

Лекция, прочитанная 16 августа 1951 года

Хорошо.

Название этой лекции «Движение и эмоция» – одно из таких замечательных хитроумных названий.

Боюсь, знания человека об эмоции слишком сильно переплетены с понятием «движение», и объясняется это тем, что эти два понятия практически неразрывно связаны друг с другом и каждое из них вытекает из другого.

Так вот, движение – это, конечно, нечто такое, что существует в пространстве и измеряется временем. Таково в действительности определение слова «движение». Движение не может существовать без пространства и времени... движение обусловливается пространством и временем. Если бы существовало только пространство, но не было бы времени, то возникло бы такое состояние, которое, как утверждал Эйнштейн, возникнет, если космический корабль разогнать до скорости 300000 километров в секунду – до скорости света: он остановится и так и застынет до скончания веков. Интересно даже попытаться представить себе что-то, что существует вне хода времени.

Понимаете, физическая вселенная состоит из... по крайней мере исходя из того, что известно физикам... на самом деле... она состоит из трех вещей: энергии, пространства и времени. Энергия, перемещаясь в пространстве и времени, образует энергетические поля, которые порождают материю. Это не так уж сложно, однако такие явления, как энергия или материя, существуют не в большей степени, чем такие явления, как пространство или время.

Если взять... если взять всю материю, существующую в этой вселенной, и уплотнить до предела, то ее не хватит даже на то, чтобы покрыть булавочную головку, поскольку все, что представляет собой материя, – это движение.

Это вибрация. Материя – это в действительности вибрация. Ведь с теоретической точки зрения, если создать такой камертон или Р-192... это новый истребитель, который собираются построить в 1988 году... этот новый истребитель будет создавать стоячие волны, которые не просто до смерти напугают жителей Вичиты, а сотрут этот город с лица земли.

Так вот, я хочу обратить ваше внимание вот на что: звуковая волна, например, представляет собой движение частиц, и эти частицы могут так сильно вибрировать, что в итоге появится стоячая волна или что-то очень похожее на нее, которая будет плотной, но это не плотный воздух, это просто плотная волна. Если бы вы с ней столкнулись, то вам бы показалось, будто вы врезались в кирпичную стену.

Так вот, считается, что электроны – это частицы энергии. Что ж, это все очень интересно, но электрон – это просто невообразимо интенсивное движение, это очевидно. И это движение настолько интенсивное, что оно образует маленькую локализованную стоячую волну.Принципы ядерной физики довольно часто изменяются... по-моему, это происходило 21 августа, 33 декабря, 3 января. Физики-ядерщики решают, что все идеи прошлого теперь устарели и нужно обратиться к чему-то новому. Это одна из тех областей, где быстро происходят изменения. Но этот принцип они не изменяют. Это основа. Материя, энергия, пространство и время.

Бог его знает, что такое время. Если бы кто-то вдруг обнаружил, что в действительности представляет собой время, то это стало бы невероятным открытием. На самом деле это настолько... это было бы таким огромным шагом вперед, что стоя здесь... я даже не могу начать рассказывать вам определение слова «время». Но я могу вам дать его описание, которое убедит вас в том, что время существует. Его существование доказывает тот факт, что, когда я перемещаю свою руку вот так, возникает движение. Движение происходит в пространстве, но при этом оно размечено по времени. Так вот, если бы здесь не участвовало время, то не было бы никакого движения.

Например, в одитинге: у нас есть человек, который застрял на траке времени. Одно из самых лучших объяснений того, почему он не может получить соник, состоит в том, что он не может создать достаточно движения на траке, чтобы появился звук.

Так вот, что нужно для того, чтобы в пространстве имело место действие: чтобы имело место действие, необходимо пространство; чтобы имело место действие, необходимо время; чтобы имело место действие, необходимо движение. Если нет времени и пространства, то, конечно же, не будет и энергии. Представить себе энергию без пространства и времени проще, чем представить себе пространство без времени, но когда вы начинаете представлять себе энергию, у вас появляется идея, что это, наверное... что вот это представляет собой некий плотный объект, а это не так. Она представляет собой ряд невообразимо быстрых движений, приводящих к уплотнению того ничто, которое находится у меня в руке, когда я стою здесь посреди ничто, и так далее. Происходят ужасно быстрые движения. Я пытаюсь продемонстрировать вам, что основным явлением в этой вселенной является движение. Это... на самом деле больше ничего не существует. Вы можете найти в движении истоки пространства и времени и так далее.

Таким образом, время, пространство, материя и энергия в действительности представляют собой четыре аспекта этого явления. Если имеет место слишком много движения, то неизбежно образуется материя, которая представляет собой энергию. Понимаете, движение должно быть таким интенсивным, чтобы оно... на самом деле стало материей, прежде чем оно станет в достаточной степени дееспособным, чтобы произвести движение. Как вы определяете, что где-то существует энергия? Вы определяете это по движению. Вы говорите: «Ну, электричество – это просто! Электричество, это... мм... это... что ж, вы можете зарегистрировать его на шкале амперметра». А что показывает шкала амперметра? Она показывает пульсацию магнитного поля, которая и заставляет стрелку двигаться. Она показывает движение чего-то по проводу, это движение создает магнитное поле, и таким образом вы получаете какое-то движение. Это энергия; и это то проявление, с помощью которого измеряют энергию.

Так вот, конечно, сводить все к наименьшему общему знаменателю – это очень хорошо, однако иногда после этого все исчезает, так что мне, пожалуй, лучше остановиться. Если бы кто-нибудь в самом деле решил эту проблему, вся вселенная, вероятно, исчезла бы... пиуууу! Либо, может быть, после того как кто-нибудь записал бы эту формулу или сделал что-то вроде этого, он мог бы просто сделать вот такой взмах рукой и появилась бы новая вселенная. Настолько все это фундаментально.

Ребятки, которые расщепляют атомы и вызывают распад атомного ядра... они делают вот что: они приводят энергию в состояние дестабилизированного движения. Они берут какую-то энергию, которая в действительности представляет собой очень сильную вибрацию, и заставляют ее вибрировать, и тогда получается, что здесь эта энергия вибрирует в физической вселенной с одной скоростью, а здесь эта энергия, та же самая энергия, вибрирует с другой скоростью, и так до тех пор, пока вы не соедините их вместе. Только... распад атомного ядра плутония происходит только потому, что, если смешать слишком много плутония вместе, он – бум! Он теряет свою стабильность и распадается до своего исходного движения. И это исходное движение может самым замечательным образом смести с лица земли целый город. Это огромная сила.

Кстати, это напомнило мне историю о ребятах из Лос-Аламогордоса и из МТИ, которых очень расстроила атомная бомба. Им сказали... не знаю, как они могли в это поверить (я был на войне; иначе я бы открыл им глаза)... правительство заявило: «Так вот, мы ни на кого не собираемся сбрасывать эту бомбу, мы собираемся попросить представителей иностранного правительства приехать к нам и посмотреть на взрыв бомбы». Несомненно, тот парень из правительства говорил с английским акцентом, ведь он был из Государственного департамента. И... чтобы работать в нашем Государственном департаменте, нужно говорить с английским акцентом, разве вы этого не знали? Англия теперь владеет закладной на наш Государственный департамент... уже многие годы. И правительство всегда выдумывает какие-то фантастические заявления и планы, которыми оно кормит людей, чтобы те делали то, что от них хотят. Это восхитительно.

Правительство сказало тем ребятам, что оно ни на кого не собирается сбрасывать эту атомную бомбу. Оно собиралось привезти всех в пустыню, расположенную в штате Нью-Мексико, нажать кнопку, сделать бум! и сказать: «Теперь вы видите? Вам лучше прекратить войну, поскольку эта штука может смести с лица земли всю страну». А ребята из МТИ, которые, будучи учеными, не очень-то разбираются в межличностных отношениях, сказали: «Ладно» – и согласились с этим. А потом вдруг эти ребята, трудившиеся над всеми этими проектами, узнали о том, что эта атомная бомба – бум! Хиросима. Это их очень расстроило.

И тогда они сказали: «Давайте устроим большой банкет... давайте устроим большой банкет и позовем на него всех вашингтонских политиков и мы будем кормить их... мы будем кормить их из плутониевой посуды, и мы подадим им еду на плутониевых тарелках и так далее. И мы поговорим с ними об этом и скажем: "Так вот, согласны ли вы исправить эту ситуацию с атомной бомбой, так чтобы впредь использовать распад атомного ядра лишь на благо человечества?"» И в случае отказа политиков ребята поставили бы тарелки стопкой.

Что ж, это демонстрирует, что интенсивность движения может быть разной.

Так вот, человек ничто не осознает так быстро, как движение. Движение, между прочим, очень легко распознается органами чувств. Именно это человек распознает с помощью органов чувств. Он распознает движение, это единственное, что он распознает. Ведь резкое, быстрое движение объекта... если человек сможет его распознать... или звук, который, как кажется, свидетельствует о движении объекта, насторожит человека, приведет его в боевую готовность. Человек стоит вот тут, он не подозревает, что вон там что-то есть, и вдруг он видит движение объекта... он повернется лицом к этому объекту. Откуда-то оттуда вдруг раздается звук... он повернется туда лицом.

Сосредоточение на физической вселенной – это сосредоточение единицы, осознающей осознание, на источнике движения, и если... на источниках движения... и если возникает какое-то необычное или неожиданное движение, оно испускает импульс, который может быть распознан органами чувств и который привлекает внимание индивидуума, что позволяет индивидууму уберечь свой организм и, совершив движение, убрать его с пути этого враждебного движения. Здесь имеет место столкновение и борьба движений. Движение представляет для нас большую важность.

Вот один из симптомов, свидетельствующий о том, что человек сильно аберрирован: когда этого человека возвращают назад по траку и он пытается увидеть то, что он видел раньше, или вспомнить какую-то сцену, он либо ничего не видит, либо видит неподвижные картинки. Он получает неподвижные картинки; он не видит, чтобы эти картинки двигались. Он застрял на траке; с ним случилось еще много чего. Иначе говоря, у этого человека что-то не в порядке с движением, и если вы видите, что у него что-то не в порядке с движением, что-то не в порядке только с этой областью, то вы знаете, что у него многое не в порядке со многими движениями, из которых он состоит, поскольку человек представляет собой всего-навсего соединение движений. И если единица, осознающая осознание, – то есть «Я» человека, его ид – неспособна... или решила, что она неспособна... контролировать большую часть движений в ее непосредственном окружении, значит, человек аберрирован. И это основное, на самом деле основное определение аберрации.

Контроль над собой, контроль над собственными движениями, контроль над движением, которое совершают вещи в окружении, в особенности опасные вещи, контроль над движением тех вещей в окружении, которые способствуют выживанию, – из всего этого складывается душевное здоровье. Это дает человеку способность предсказывать свое выживание.

Так вот, как получается, что единица, осознающая осознание, внезапно решает, что она неспособна все это делать, и как это влияет на ценность индивидуума для промышленного производства, для других людей, для самого себя?

Основная аберрация состоит в неспособности контролировать движение. Практически никто не использует свою способность контролировать движение на все сто процентов. Чтобы понять, как это относится к области промышленного производства, не обязательно рассматривать все это на примере огромных, сложных машин. Например, уборщик с метлой, который подметает в проходах. Чтобы быть уборщиком, не требуется уметь контролировать какие-то супер сложные движения; но вы удивитесь, узнав, сколько происшествий происходит с этим человеком, если он находится низко на шкале тонов. Он толкнет ручкой метлы то и се; он свалит... какую-нибудь литейную форму там и сям, а ведь этот человек просто передвигается по помещению, и если бы вы взяли... если этот человек находится в очень низком тоне... если бы вы взяли все те предметы, которые он успел разбить, согнуть или сдвинуть с места за год, и высыпали бы все это в проходе так, чтобы можно было охватить всю эту коллекцию «происшествий» одним взглядом, то коридор напоминал бы поле сражения при Геттисберге. Этот человек не только не способен на контроль и координацию своих собственных движений, он еще и полагает, что все движения, существующие в его окружении, в какой-то степени враждебны. Возможно, он дошел до такого состояния, что может демонстрировать свою враждебность не тем вещам, которые способны двигаться, а только неживым вещам. Если что-то является совершенно мертвым, он может атаковать это. Поэтому он ломает различные вещи и предметы.

Еще хуже, когда бедняга начальник отдела кадров и бедняга мастер, который отвечает за ряд очень сложных машин, берут на работу человека, у которого отсутствует видео движения. Этого человека со всех сторон будет окружать движение. Там работает большая машина, и эта машина находится в движении, но для него эта машина стоит. Это факт. Он знает, что машина работает, он может это воспринять, он постоянно работает на этой машине, но видеть движение слишком опасно; это слишком опасно. Поэтому он... здесь имеет место как бы стробоскопический эффект. Он знает, где находятся колеса, он знает, что колеса движутся, и он думает, что видит, как они движутся. Он в полной готовности, он знает, что вот эта штука выдвинется и отрежет кусок стали, а вот эта штуковина переместится вот туда, та штука пойдет сюда, а что-то еще опустится вон туда и проделает дырку вон там... он знает, что все это происходит. Однако если у человека, работающего на этой машине, не очень хорошее представление о движении... этого может и не случиться в течение года, но рано или поздно он сделает что-то неправильное, поскольку он на самом деле не наблюдает движение. Он либо сломает машину, либо с ним самим произойдет несчастный случай, либо он позволит какой-то части этой машины выйти из строя, в результате чего пострадает кто-то еще. Просто он не воспринимает движение.

Так вот, если для работы с такой машиной назначить человека, который находится довольно низко на шкале тонов, то можете попрощаться с этой машиной. Неважно, сколько она стоит. Эта машина выйдет из строя и сломается просто потому, что она представляет опасность, когда находится в движении.

Вы можете снять этого человека с работы на быстро движущейся машине и поручить ему что-нибудь такое, где нужно крутить колесо, которое опускается и делает оттиск на бумаге. Затем колесо нужно отпустить... когда колесо поднимается, нужно достать из-под него бумагу. Затем нужно положить туда новую бумагу и повернуть колесо – вручную. Иначе говоря, человек будет работать с машиной, которую он сам целиком и полностью контролирует и которую не заставляет двигаться ничто другое. Он может работать на машине, которую он сам заставляет совершать движения. Понимаете?

Другими словами, он как бы совместим с неживой машиной, поскольку она не настолько опасна, чтобы нанести ему ответный удар. Поэтому он в состоянии управлять ею, и она не будет причинять ему беспокойство. Но что касается машины, которая работает от другого источника энергии... которая работает от двигателя... для работы с такой машиной требуется человек, который хорошо ладит с людьми. Эта машина жива в том смысле, что в ней есть движение и она выполняет определенное количество селф-детерминированных действий. Иначе говоря, машина производит определенные движения.

Так вот, другой человек – это другой объект, который способен на селф-детерминированное движение, и если вы хотите узнать, сможет ли тот или иной человек управлять хорошей, большой, сложной машиной, которая работает от электромотора, или двигателя внутреннего сгорания, или чего-то вроде этого, то вы можете провести один очень хороший любительский эксперимент: если вы отдадите эту машину в руки какого-нибудь человека, который мог бы быть хорошим другом, то он будет хорошо заботиться об этой машине. Да, он будет ладить с этой машиной, поскольку с этой машиной нужно сотрудничать. Эту машину невозможно полностью контролировать. У этой машины есть собственный разум, то есть у нее выдвигаются какие-то рычаги, какие-то штуковины перемещаются вот сюда и что-то отскакивает и так далее.

Так вот, поскольку состояние людей в этом обществе далеко не оптимальное... когда я говорю оптимальное, я имею в виду «очень высокое», это не грязная шутка... производители машин конструируют машины исходя из опыта, у них накапливается все больше и больше опыта, и они постоянно стараются производить все более и более селф-детерминированные машины, чтобы оператору приходилось все меньше и меньше что-то делать с ними. Высшая цель, к которой они стремятся, – это такое положение вещей, чтобы им не нужно было нанимать на работу человека и чтобы у них были машины, которые выполняют очень сложную работу и не требуют, чтобы за них кто-то думал.

И они знают, что они могут найти одного человека, который будет присматривать за десятью такими машинами. Что ж, может быть, они пытаются уменьшить размер общей суммы выплачиваемой зарплаты и накладные расходы предприятия. Ведь они в самом деле твердо уверены, что смогут найти одного человека для обслуживания десяти машин. Они уверены, что смогут найти одного парня, который по какой-то мистической причине... они будут знать, просто исходя из своего собственного опыта, что этот человек будет ходить вдоль прохода между рядами машин, и машины будут продолжать работать. Однако они приходят в сильное отчаяние... предположим, там стоит десять машин... они приходят в отчаяние из-за этих менее селф-детерминированных машин, если для обслуживания каждой из них требуется пять человек. Где нам взять так много людей, которые могут выполнять эту работу? Они не вполне понимают, что они подразумевают, когда говорят «которые могут выполнять работу». На самом деле множество людей могут выполнять работу, но сколько людей смогут достигать цели работы? Это... будет ли цель достигнута или нет – это зависит от уровня сотрудничества с машинами и с людьми, работающими на предприятии... для этого требуется нечто большее, чем просто слаженно работающее предприятие! Для этого нужно, чтобы предприятие работало эффективно, чтобы о машинах предприятия хорошо заботились и чтобы выпускался хороший, соответствующий стандартам продукт. Все это зависит от наличия людей, которые находятся высоко на шкале тонов.

Человек стал настолько аберрированным, что его состояние на самом деле менее удовлетворительно, чем состояние машины. В действительности инженер-электронщик запросто может сказать вам... у них это очень хорошо проявляется, они работают с машинами, которые думают... и он запросто может сказать вам: «Фуууу! Мне бы ужасно не хотелось выполнять подобную работу с человеком, это уж точно. Он допускает много ошибок! А вот такая машина идеальна! Она никогда не допускает ошибок. Не то что человек... он всегда допускает множество ошибок».

И вы говорите ему: «Разум человека устроен идеально, понимаете? Он устроен идеально. И он, вероятно, гораздо более надежен, чем машины». Вы пытаетесь выступать в защиту разума человека, а этот инженер вам отвечает... вы не сможете его в этом убедить. Он знает – и это знание основано на наблюдениях, – что эти машины делают более точные вычисления, поэтому от человеческого разума нет никакого толка, он бесполезен. К такому выводу пришел инженер. Он, между прочим, никогда не задается вопросом: «Что разработало и создало эти осциллоскопы и электронные лампы?»

Так вот, как ни крути, но чтобы разобраться со всеми этими сложностями, взаимосвязями, кадровыми проблемами, межличностными отношениями, проблемами обучения и подготовки, чтобы разобраться со всеми этими вещами, требуется обладать некоторым знанием, некоторой способностью предсказывать, что тот или иной человек предпримет в той или иной ситуации. Если вы не сможете это выяснить, то вы не будете толком знать, что вам делать с этим человеком. Другими словами, у нас есть человек, которого нужно обучить. Что мы можем ожидать и что мы можем сделать? Вот мы даем ему какие-то знания: что мы можем предположить о том, как он ими воспользуется? Что он может сделать с тем оборудованием, которое ему дадут? И можем ли мы как-то изменить шаблон поведения, который заложен в него образованием, чтобы он мог по крайней мере сохранить оборудование и работу, которые мы собираемся ему поручить? Есть ли какой-то способ этого добиться?

Да, поскольку существует несколько видов терапии; один из них... их всего три: обучение, влияние окружения и дианетический процессинг – это три вида терапии. Вы можете обучить человека так, что с ним не будут происходить такие вещи.

Например, у человека, предрасположенного к несчастным случаям, можно уменьшить эту предрасположенность... ее можно уменьшить совсем чуть-чуть... если обучить его так, чтобы из него получился прекрасный водитель. Вы можете просто тренировать его, тренировать, тренировать и тренировать. Но что вы делаете? Что вы делаете? Вы подменяете собой его единицу, осознающую осознание. Вы просто вклиниваете себя между ним и центрами, контролирующими двигательные функции его организма, и вы можете в какой-то степени взять... взять на себя контроль над центрами, контролирующими двигательные функции его организма, и продолжать водить машину. Его мышцы и вы будете продолжать водить машину; вы никогда больше его не увидите. Вот что может сделать обучение. Оно может изменить этот шаблон, но оно нисколько не поднимет человека по шкале тонов. Если вы уберете у человека этот шаблон поведения, заложенный образованием, то он снова начнет проявлять себя на все сто процентов.

Так вот, движение настолько близко, дорого и мило сердцу вселенной, жизни и всего остального, что человек как-то инстинктивно начал называть такое проявление жизни, как аффинити, эмоцией*Примечание переводчика: в английском языке слова «эмоция» и «движение» (emotion и motion) очень похожи.. Для нее характерно некоторое непостоянство. Хотя эмоция – это не совсем движение во времени и пространстве, для нее характерно своего рода непостоянство. Изменчивость. Любое изменение в большей или меньшей

степени проявляется в пространстве и времени. На самом деле у человека была на то веская причина. Он сделал это инстинктивно. Но это совершенно верно, ведь эмоция возникает из-за движения, поэтому оба эти явления очень тесно связаны друг с другом.

Вы могли бы составить шкалу тонов, проработав ее с самого верха и до самого низа с точки зрения... просто с точки зрения движения и... что человек делает в ответ на то или иное движение.

Любая ситуация содержит в себе движение. Ситуация потому и ситуация, что движение в ней неотвратимо. В любой ситуации должно произойти движение того или иного рода.

Так вот, как человек реагирует на эту ситуацию... какую-то конкретную ситуацию... Реакция совершенно неаберрированного человека в конкретной ситуации будет совершенно предсказуемой. Только есть одно «но»: быть предсказуемым невыживательно. Так что его реакция будет соответствовать ситуации, но в ней будет присутствовать такая переменная величина, как «радикальное действие», чтобы она была непредсказуемой. Однако этот человек будет всегда уверенно и неизменно реагировать на различные ситуации, с которыми он сталкивается.

Вот перед вами довольно неаберрированный человек... он сталкивается нос к носу с африканским львом, причем этот человек не вооружен... он сталкивается нос к носу с африканским львом, сзади него находится лестница; он развернется, взбежит по лестнице и закроет за собой дверь наверху. Он не аберрирован. То есть он совершит движение, которое будет состоять в том, что он сбежит.

Если бы он взбежал по лестнице наверх и обнаружил, что дверь заперта, то он бы, наверное, развернулся, спустился обратно вниз и неистово зарычал на льва, пытаясь прогнать его и проскользнуть мимо, пока тот отвлекся. Но он бы сделал что-то рациональное в этой ситуации.

А теперь давайте рассмотрим реакцию очень аберрированного человека, столкнувшегося нос к носу со львом. Конечно, это не самая удачная ситуация для эксперимента, поскольку она вытаскивает все единицы внимания человека в настоящее время. Уровень необходимости человека – бум! Он может что-то предпринять.

Но давайте рассмотрим человека, который находится очень низко на шкале тонов, и когда его уровень необходимости поднимается, он оказывается прямо на уровне апатии. Он сталкивается со львом и говорит: «О, лев» – и ложится на землю, чтобы тот его съел.

Давайте возьмем человека в тоне 1,5. Уровень его необходимости поднимается до 1,5, и вот он сталкивается со львом, прямо сзади этого человека находится дверь... все, что ему нужно сделать, – это перешагнуть порог и закрыть за собой дверь... а что делает он? Он злится на льва! В течение нескольких минут он будет поносить льва на чем свет стоит. (Лев весит примерно 200 килограммов). На том ему и конец. Это невыживательное действие. Но это то действие, которое соответствует тону гнева. Гнев

– это атака.

Так вот, что сделает человек в тоне 1,5, если он вдруг столкнется с машиной, которая отказывается подчиняться? Так вот, давайте рассмотрим неаберрированного человека... вот перед ним неожиданно ломается машина. Он посмотрит на нее и скажет: «Интересно, что же не в порядке с этой машиной?» И он обнаружит, что какая-то хвиндихрюлина перехлестнулась со шкрябсером и маленький шпонкодробитель трякнул. И этот человек пойдет... он либо починит все это с помощью еще какой-нибудь штуковины, либо пойдет и найдет человека, который должен ремонтировать машины, а потом вернется к машине и скажет: «Что ж, думаю, мы все починили». Другими словами, он знает, что эта машина неживая, просто в ней есть двигатель, который приводит ее в движение, она может ломаться, и ее можно починить.

Но давайте возьмем человека в тоне 0,5; вот у него сломалась машина: этот человек сядет и начнет плакать... это великолепная реакция... разве не это он начнет делать? Он... ему нужно сделать каких-то десять шагов, чтобы найти механика, который сможет все это исправить. Тем не менее он сядет и будет плакать.

Так вот, предположим, на этой машине работает человек в тоне 2,5 и машина ломается. Бог ты мой, скольких же работников в тоне 2,5 довелось повидать мастеру! Человек работает на машине, машина нормально функционирует, но неожиданно она ломается. Этот человек в тоне 2,5 находится в скуке, понимаете? Машина ломается, он говорит... он продолжает сидеть. Он смотрит по сторонам, считает ворон, засовывает в рот кусок жевательного табака. Два часа спустя к нему подходит мастер... на конвейер поступила какая-то срочная работа, понимаете... и два часа спустя к этому человеку подходит мастер и говорит:

Так вот, предположим, на этой машине работает человек в тоне 1,1 и машина ломается. Между прочим, этот человек в тоне 1,1 боится этой машины. Это страх. Неважно, что перед ним – машина, дикая кошка или девушка; он все равно будет испытывать страх к этому объекту. Однако он не способен пойти в лобовую атаку, и если он хочет продолжать жить... он боится этого объекта... и если он хочет продолжать жить, ему нужно подойти к этой машине, когда никто не видит, и пток! «Ну, надо же. Она сломалась». Едва ли он осознает тот факт, что он сам подошел и сломал ее. В инструкции к этой машине четко сказано: «Всякий раз, когда вы... эта машина предназначена для резки стали толщиной 6 миллиметров». И вот этот человек берет кусок стали толщиной в 50 миллиметров и загружает в машину, машина принимает первый кусок, она принимает второй кусок, она принимает третий кусок и... и ей конец. Он прекрасно знает, что не должен этого делать, но он боится этой машины.

Так вот, кнопка, отключающая эту машину, находится в пяти сантиметрах от рабочей части машины. Этот человек должен быть в состоянии нажать эту кнопку. Машина неожиданно словно срывается с цепи; маховик начинает вращаться слишком быстро или слишком медленно или происходит что-то вроде этого. Этот человек просто с визгом отскакивает от машины. Но действие... рациональное действие в данном случае – нажать эту кнопку. Однако это, несомненно, самое последнее, что сделает этот человек. Ведь, понимаете, он хочет, чтобы машина разлетелась ко всем чертям. В конце-то концов, она постоянно пугает его до смерти, откровенно говоря.

И кстати, по мере того как человек опускается по шкале тонов ниже уровня 2,0, он все больше и больше начинает одушевлять неживые объекты; чем ниже он опускается по шкале тонов, тем в большей и большей степени он наделяет неживые объекты индивидуальностью. Но это не значит, что если человек считает, будто неживые объекты обладают индивидуальностью, то он находится низко на шкале тонов. (Я спешу сказать об этом, чтобы успеть спасти эго некоторых из вас.)

Таким образом, мы видим, что люди проявляют определенную эмоцию практически в любой ситуации... и каждой эмоции соответствует определенное установленное движение. Так вот, этот небольшой перечень – это... вот здесь 4,0. Здесь движение имеет направление и... оно рационально.

Ладно, но это обычное движение. Оно преобладает. Это движение в направлении приближения, быстрое сближение. Парень видит, что там, в конце ряда, сломанная машина; он тут же направляется туда, чтобы посмотреть, что с ней не так; и он это делает не из злорадного любопытства, а с целью починить машину. Он видит, что кто-то поранился... он направляется прямиком туда и исправляет ситуацию.

Если такой человек встретит на своем пути бурундука, он не кинется бежать прочь, но и не начнет двигаться по направлению к бурундуку. Но если ему встретится на пути саблезубый тигр, он убежит. Другими словами, он рационально использует все возможные движения в соответствии со сложившейся ситуацией, он взвешивает факты, которые он видит, прежде чем выбрать план действия. Его действия основаны на рациональном выводе о том, какие действия следует предпринять.

Так вот, в тоне 3,5 мы видим движение в направлении приближения, но это уже не такое быстрое сближение. Вот стоит машина; она ломается. Человек в тоне 3,5...

«Что ж, посмотрим. Мое ли это дело – идти туда и разбираться, что эта машина...?»

«Да, как бы мое, но... что ж, я пойду туда». Там кто-то поранился... «Позаботится ли о нем кто-нибудь другой? Что ж, похоже, нет». И он направится к этому человеку и окажет помощь. Он тоже действует на основе рациональных расчетов, однако есть кое-что, на что он не вполне способен. И это неистовый порыв, которого иногда требует от нас жизнь. Когда действительно требуется неистовый порыв энтузиазма, чтобы одержать победу, не берите этого парня.

Знаете, забавно наблюдать, как часто неистовые порывы приводят к победе, в то время как все эти седобородые старцы, заседающие на советах, находят решение, которое они приводят в исполнение четыре дня спустя после возникновения чрезвычайной ситуации, когда всякая необходимость в нем уже отпадет. Они выходят из офиса, у них в руках большая схема, все приказы подписаны, у них все готово, и они выясняют, что лейтенант морских пехотинцев противника уже поднял свой флаг над цитаделью. А у него был только один отряд, когда он пришел и атаковал эту цитадель; он захватил ее, и теперь они его пленники. Вся страна просто сдалась.

Между прочим, мы потеряли Канаду из-за того, что один человек немного упал по шкале тонов. Бенедикт Арнольд в самом начале своей карьеры, когда он оказывал большую помощь мятежным колониям, дошел до Квебека. Его войска вышли утром и... о, было еще очень, очень, очень рано... они перебрались через заграждение, рассвет только-только занимался. И они посмотрели на укрепления противника и так далее;

обычно Арнольд быстро переходил в наступление, он быстро сближался с объектом, но в это утро он повел себя иначе. У него была лишь горстка американских солдат, все они стояли вокруг, все они были уставшими. Канада даже не знала, что ее атакуют. И вот он стоял на Абрахамской равнине и смотрел на все эти опоры... всевозможные оборонительные сооружения, земляные валы и прочее... эти неимоверно огромные ворота, эти высокие замки, и: «Ух... мы... мы подождем, пока через реку не переберется подкрепление».

Там, по другую сторону, ни один солдат не был мобилизован, ни одна пушка не была заряжена, ни на одной из баррикад не было людей, там не было ничего. Ворота города были широко открыты, он со своим отрядом мог бы дойти до особняка самого губернатора; он мог войти туда, имея при себе только перочинный нож, и он мог бы сказать: «Мы примем капитуляцию Канады». И Канада тут же капитулировала бы... бац! Но они этого не сделали, и они простояли там всю зиму, собираясь брать этот город приступом. Они дали Канаде много дней на подготовку, пока там не забили тревогу и так далее. Все это представляло довольно жалкое зрелище: солдаты голодали, их одолевала оспа, они в конце концов совершали безумные лобовые атаки на укрепления, когда они наконец начали это делать.

Тем не менее, чтобы выбрать подходящий момент, требуется все рационально взвесить. Но мы потеряли Канаду из-за отсутствия вот такого парня.

Ладно. Следовательно, здесь играет определенную роль способность выбрать нужный момент времени. И иногда эта способность требуется для достижения большей эффективности. Когда человек приходит к заключению о том, что в данной ситуации нужно сделать то-то и то-то и для того, чтобы одержать победу в данной ситуации, требуется то-то и то-то, он должен быть способен осуществить это, выполнить это рациональное действие. По мере того как мы опускаемся по шкале тонов, мы замечаем, что в какой бы точке шкалы тонов человек ни оказался, он не будет выполнять те рациональные действия, которые соответствуют более высокой точке шкалы тонов. Исключение составляют лишь те случаи, когда у человека очень сильно поднимается уровень необходимости.

На следующем, более низком уровне все происходит еще медленнее. Мы оказываемся в тоне 3,0, а ниже 3,0... все происходит еще медленнее.

И прямо под уровнем 3,0 находится... Вот каким будет рациональное заключение. Человек видит, что машина сломалась. Он знает, что машина сломалась... он туда не пойдет. Даже если это входит в его обязанности, он туда не пойдет. Кто-то придет и скажет ему, чтобы он сходил туда. Либо он увидит, как что-то еще, что находится ближе к нему, перестает функционировать из-за того, что сломалась та машина, и тогда он наконец туда пойдет. Кто-то поранился... он будет стоять в стороне.

Далее прямо под этим тоном находится тон 2,5... 2,5 – это действие, исполненное скуки, но движение в скуке происходит в направлении удаления. Человек... это медленное движение в направлении удаления.

Далее мы попадаем на уровень антагонизма... уровень антагонизма – это 2,0. Здесь происходит движение в направлении удаления... быстрое. Он говорит: «Там сломалась машина. Ох, эти проклятые машины... да пошли они к черту». Кто-то поранился... «Здесь вечно с кем-нибудь что-нибудь происходит». (Шумный малый.)

Здесь имеет место цикл действия. Так вот, этот цикл действия... все это зависит от рациональности и так далее... здесь на самом деле присутствует кое-что еще. Люди, проходящие специальный курс... Мы не очень-то много говорили об аналитическом уме и реактивном уме... можно сказать, что человек, который находится наполовину в бессознательности... можно сказать, что оставшаяся часть его сознания действует по принципу «раздражитель-ответ». Другими словами, это реактивное, в высшей степени реактивное сознание. А сознание высшего уровня – это думающее, или аналитическое сознание. То есть на этом уровне человек может думать. Так вот, как мы видели на шкале тонов, в диапазоне с 4,0 до 2,0 главной целью является «выживание», а в диапазоне с 2,0 до 0,0 главной целью является «гибель»; таким образом, мы имеем такую вот двойственность.

Все это мотивируется побуждением к выживанию. Все это достигается с помощью выживательных действий. Если какие-то движения приводят к выживанию, человек их выполняет. А теперь мы видим в действительности тот же самый цикл. Он лишь немного изменяется; я просто прочитаю его вам, поскольку здесь нет практически никаких изменений.

Ниже 2,0 имеет место движение в направлении приближения, медленная атака. Потом, на уровне 1,5, – движение в направлении приближения, яростная атака.

Но если опуститься на уровень 1,1, то здесь мы видим движение в направлении удаления, медленное отдаление.

Если опуститься на уровень ниже 1,0... где-то до уровня 0,9... то здесь наблюдается движение в направлении удаления, резкое бегство; очень быстрое движение в направлении удаления.

На уровне 0,5 происходит небольшое движение, двигательное возбуждение на одном месте, страдание; это можно сравнить со скукой.

А потом идет отсутствие движения и гибель.

Однако все эти движения можно предсказывать на основе того факта, что они приводят человека к гибели. Здесь человек настроен на гибель, а не на выживание.

Так вот, по мере того как человек опускается по шкале, мы обнаруживаем, что он начинает испытывать гнев. Человек в гневе атакует.

Ниже этого уровня человек... прежде чем он по-настоящему окажется в тоне страха... он отступает, медленно отступает. Понимаете, он говорит: «Эта штука опасна». На этих нижних уровнях нет вообще никакой рациональности. Человек просто видит что-то, он видит, что это что-то движется, поэтому ему нужно начать медленное отступление. А в тоне 0,9 человек видит какое-то движение... это означает, что он должен удрать; в тоне 0,9 человек боится.

В тоне 0,5 человек испытывает горе, безнадежность... здесь происходят самоубийства и так далее... здесь имеет место небольшое движение, волнение, пребывание на одном месте, страдание... человек просто остается на одном и том же месте. Самоубийство – человек полностью готов к тому, чтобы его съели; на уровне апатии нет движения. Когда человек опускается на уровень апатии, он говорит: «Что ж, во мне так мало жизни и... мало жизни и так много физической вселенной, что я, должно быть, являюсь всего-навсего кусочком физической вселенной, а значит, меня можно съесть, так что мне можно просто лечь, и пусть меня съедят». Вот этот цикл... цикл действия.

Так вот, это связано со шкалой эмоций. Чтобы вам было более понятно, я объясню: на уровне 2,0 вы столкнетесь с нерациональной... скорее, на уровне 1,5... вы столкнетесь с нерациональной атакой. Здесь имеет место... отступление, и вот здесь снова происходит отступление. А вот здесь, внизу, человек просто находится в неподвижности.

Вы понимаете, что представляет собой этот цикл. Ведь здесь человек решает, что ему нужно сделать с объектом или с ситуацией. Находясь на рациональном уровне, человек приходит к разумным выводам в отношении того, что представляет собой сложившаяся ситуация. И до уровня 2,0 человек в какой-то степени думает, что он делает. Но начиная с уровня 2,0 и ниже его эмоциональный отклик, его реакции на любую опасную ситуацию – на любую ситуацию – становятся фиксированными. Более того, эта реакция возникает потому, что человек запостулировал, что ситуация опасна,

– неважно, так это или нет. Человек приходит к неверному заключению и проявляет неадекватную эмоцию. Это происходит одновременно. И критерием, на основании которого он определяет, является ли что-то опасным или нет, служит следующее: насколько быстро это движется или насколько неожиданным является движение.

Человек, который застрял в тоне 1,1... человек, который находится в тоне 1,1... вот происходит какое-то движение; его реакция – отступить и скрыто попытаться остановить это движение. Его реакции будут соответствовать этому шаблону. Он будет поступать именно так. Другими словами, по мере того как человек опускается вниз по шкале тонов, его реакции начинают подчиняться определенному шаблону.

Вплоть до тона 2,0 человек сам делает выводы. Этот объект движется быстро.

«Ха, балерина. Вот это да!» Понимаете?

Но ниже тона 2,0, если человек видит объект, который быстро движется... балерина... это объект, который быстро движется. На самом деле человек вообще не видит различий, он не видит, что это быстрое движение грациозно, что происходит нечто другое.

И человек по-прежнему в некоторой степени испытывает антагонизм к балерине, когда она танцует. Странно. Человек скажет: «Мне это нравится»... конечно, на самом деле он не в состоянии получать от этого удовольствие... «Дорогая, мне это очень нравится». И он водит знакомство с этой балериной в течение некоторого времени, а потом однажды ночью встречает ее у служебного входа в театр и спускает с нее шкуру. Почему? Потому что она слишком быстро двигается.

Один человек встречает другого, который говорит о чем-то с энтузиазмом, который всегда добивается своего. Женщина в тоне 1,1 выходит замуж за человека, который всегда добивается своего, и вот он говорит: «Знаешь, я сегодня заработал миллион долларов, я собираюсь взять тебя с собой и купить тебе большой красивый Форд, но я хочу, чтобы он весь был покрыт бриллиантами». Реакция женщины в тоне 1,1 будет такой: «Хорошо, дорогой, хорошо». Как заставить этот голос замолчать, понимаете? Это единственное, что ее беспокоит... как заставить этот голос замолчать? Мужчина предлагает ей что-то. Это хорошая новость. Но он говорит слишком громко. Это громкий звук, поэтому это опасный звук. Следовательно, его нужно атаковать.

На самом деле вы можете подойти к человеку в тоне 1,5 и сказать ему что-то в энтузиазме, и тот вас пристрелит. Это правда! И такое, вероятно, очень часто происходило до настоящего момента. Человек двигается быстро и говорит громко. Поэтому его нужно атаковать. Так вот, это и будет фиксированная реакция. Здесь включаются шаблонные реакции. Если человек находится в тоне горя, достаточно будет просто сказать ему: «Привет!» – и он сядет и заплачет.

Или вам... может быть, вам доводилось видеть такое: какой-то человек... я однажды проделал это с одним нищим и был очень удивлен, и я совершенно неправильно все понял: я кинул этому нищему пенни, а он почти спал, монета ударилась о тротуар рядом с ним и, отскочив, упала ему на колени. Я просто кинул монету. Этот человек почти спал. И он начал рыдать! Его всего трясло от рыданий. И я подумал: «Бедняга, никто не дал ему за день ни одного пенни, он так рад этому пенни» – и так далее. Хе!

Потом я вдруг понял, что этот нищий даже не осознавал, что у него есть какая-то монета. Он просто пребывал в полуодурманенном состоянии; он не видел, что имело место какое-то действие. Если бы я постоял там немного и медленно дал ему что-то, то он, наверное, замолчал бы. Но обратите внимание на то, какой была бы реакция человека, находящегося в верхнем диапазоне шкалы тонов, ведь эти шаблонные действия характеризуют движение. И поэтому шаблоны низкого уровня заставляют человека совершать определенные реактивные движения... этих реактивных движений много... однако эмоция, которая сопровождает их, в каждом случае одна... и сейчас мы подобрались к самой сути нашего разговора. Давайте сделаем перерыв перед следующим часом.