English version

Поиск по названию:
Полнотекстовый поиск:
АНГЛИЙСКИЕ ДОКИ ЗА ЭТУ ДАТУ- Counter-Emotion (DCL-1b) - L511227b
- Miracles in Dianetics (DCL-1a) - L511227a
СОДЕРЖАНИЕ КОНТРЭМОЦИЯ
Cохранить документ себе Скачать
1951 ЛЕКЦИИ ЖИЗНЕННЫЙ КОНТИНУУМ

КОНТРЭМОЦИЯ

Лекция, прочитанная 27 декабря 1951 года

Развитие техник дианетического процессинга на самом деле было весьма последовательным. Приведу вам пример для сравнения.

Начало Дианетике положили знания, имеющиеся в современной медицине. А если рассматривать некоторые отдельные аспекты, то, я думаю, знания, значительно превосходящие современную медицину, потому что человек не был обременен – скажем прямо, я не был обременен всякими постулатами о том, что «пациент пришел слишком поздно» и так далее.

Я предполагал, что современная медицина может сделать что-то для человека. Ошибка. Современная медицина может сделать что-то для человека, если при этом используется биохимия: пенициллин, ауреомицин, сульфамидные препараты, хинин. Можно избавить человека от боли с помощью различных седативных препаратов.

Чтобы акушеры действительно были способны эффективно выполнять свою работу, их нужно очень долго тренировать, потому что сейчас дети не рождаются здоровыми, а ведь здоровые младенцы – это цель акушерства. Кто-то должен рассказать акушерам об этом, ведь сейчас есть очень много детей, при рождении которых соблюдались дианетические принципы, и это очень красивые дети, и их лица светятся улыбками. Если бы в родильном отделении, где находится сотня женщин с детьми, был один ребенок, при рождении которого строго соблюдались принципы профилактической Дианетики, то, могу поспорить, я отличил бы этого ребенка и его маму с первого взгляда.

Возможно, вам не часто приходилось бывать в родильном отделении. Работенка там довольно мрачная. Последний раз, когда я был в родильном отделении, я увидел, что пятидесяти процентам женщин, которые там находились, был нанесен вред (причем этого можно было избежать), и это было явственно видно. Примерно у трети из них наблюдался сильный послеродовой невроз, а у одной – послеродовой психоз. Потрясающая работенка.

Так что нам не следует делать этого в данном обществе. Знаете, это наше общество; оно ваше и мое. И оно принадлежит нам точно так же, как оно принадлежит любому другому человеку. Но мы склонны забывать об этом, когда поглощены выполнением какого-то незначительного действия.

Это незначительное действие становится все более и более существенным и приобретает все большее и большее значение.

Мы хотим, чтобы следующее поколение было более здоровым, мы хотим, чтобы большинство этих заболеваний предотвращалось, и можно начать прямо с акушерства.

Затем ортопедия, которая приводит в порядок кости. Затем экстренная хирургия.Я довольно неплохо знаю эти техники. Правда. Ведь их не так сложно изучить.

У нас на корветах не рождались дети, но зато нам приходилось иметь дело со всем остальным. И я был против того, что некоторые находились в море по шесть недель без надлежащей медицинской помощи. Бюро медицины и хирургии обеспечивает капитана корвета всей литературой по медицине, которая, как он считает, ему нужна. Они не устанавливают никаких ограничений... вы можете зайти в госпиталь и сказать: «Я капитан такого-то и такого-то корабля», и они дадут вам практически все, что вам нужно, по крайней мере, в военное время.

У нас не было врача. На корабле я был в качестве... долгое время я был единственным врачом. Помощниками фармацевта обычно назначали подростков; парень появлялся на корабле и ему присваивали звание старшины третьей статьи, потому что тогда не было ни одного стажера в госпитале, которого можно было сразу же повысить в звании. Ему присваивали звание старшины третьей статьи, а потом – старшины второй статьи, потому что старшин второй статьи не хватало. А затем ему тут же присваивали следующее звание – старшина первой статьи, – чтобы он мог отправиться в море, потому что по закону он должен был быть старшиной первой статьи, чтобы отправиться в море, будучи поставленным на пост, например, на пост помощника фармацевта.

Но у этих ребят были разные справочники; многие неплохо соображали. Я видел некоторые весьма примечательные вещи.

Раз уж мы заговорили о медицине... Дианетика начала развиваться с предположения о том, что на самом деле человеку известно больше, чем, как считалось, было известно, что получаемые результаты лучше, чем об этом думают, потому что, честно говоря, результаты, которых добивались у нас на кораблях при лечении людей, были лучше, чем средние результаты, которых добивались врачи в госпиталях.

Почему? Потому что мы не знали, что таких результатов добиться нельзя.

Вдобавок к этому в военно-морском флоте очень внимательно относятся к обучению тому, что и когда нужно делать: они очень строго следуют тому, что написано в их руководствах и так далее; они не выпускают новое лекарство без исчерпывающей инструкции по его применению.

На флоте, как и в любой большой организации, возможно, существует некоторая бюрократия, но там, по крайней мере, вам дают информацию, когда вы ее запрашиваете, и пытаются сделать это хорошо.

Таким образом, Дианетика – если рассматривать процедуру, а не философию, – появилась благодаря пониманию того, что для улучшения состояния человеческого тела можно очень многое сделать с точки зрения структуры. Я рассказываю вам вкратце эту предысторию, потому что именно так мы на все это тогда смотрели. Очень многое можно сделать с точки зрения структуры. Можно утыкать человека иглами и так далее. При помощи разных уловок мы избавляли людей от морской болезни и от всего остального. Мы очень многое поняли.

Это было заблуждением, потому что при повторном изучении всего этого оказалось, что к огромному количеству людей возвращалось душевное здоровье, а не только физическое. Очень занятный факт, но это действительно так.

Хорошо. Мы взялись за эту технику, мы взялись за эту технику, и первым шагом было понимание того, что структура имеет какое-то отношение к делу, что к проблеме можно подойти с точки зрения структуры и кое-чего добиться. Другими словами, мы отступили от того, что было известно, а вместо этого продвинулись дальше по сравнению с тем, что люди знали и принимали, мы поднялись на чуть более высокий уровень.

Так вот, в ходе повторной оценки того, что нам еще не было известно, выяснилось, что мы были слишком оптимистичны. Так что мы начали давать задний ход, мы поднялись немного выше уровня структуры, мы выяснили, что... ну, что в этом нет ничего особенного, поэтому в первых постулатах, изложенных в книге, первой настольной книге, акцент делался на функции. Но это лишь первый шаг вперед по сравнению с древней теорией о том, что структура имеет большое значение. Таким образом, мы перешли в область функции, но мы перешли в область функции, имея неверное представление о раздражительноответных реакциях, об автоматическом раздражительно-ответном механизме.

Вот человек, который находится низко на шкале тонов; он ведет себя таким вот образом. Это Дианетика, которая находилась низко на шкале тонов и постепенно развивалась. Раздражительно-ответный механизм: вот инграмма, происходит включение, вызванное окружающей обстановкой, и она начинает противодействовать разуму человека.

Кстати, это так и осталось неизменным. Человек, который находится низко на шкале тонов, ведет себя таким образом, и вы по-прежнему можете исходить из этого.

Затем было сделано еще несколько открытий, как раз вовремя, чтобы я успел включить их в первую настольную книгу. Эти открытия имели отношение к эмоциям. Ко вторичным инграммам. Мы начали избавляться от вторичных инграмм. Мы обнаружили, что исчезновение вторичной инграммы оказывает на человека довольно сильное влияние. Так что мы сказали: «Хорошо»; в первой строчке главы, посвященной эмоции, говорится: «Эмоция – это количество тэты...» – неизвестное, но оказывающее какое-то воздействие.

Мы идем дальше и обнаруживаем (после опубликования этой книги), что прямой провод очень часто оказывается эффективным. Ага, вот мы и на первом уровне работы с мыслью.

Так вот, следующий этап – это гораздо более эффективная работа с мыслью, как в технике сканирования локов. Вы можете очень быстро работать с мыслью при помощи сканирования локов – это огромный шаг вперед.

И мы начинаем изучать мысль на этом уровне, и, собрав воедино данные всех этих уровней, – бог ты мой – мы обнаруживаем, что это селф-детерминизм; что человек, который попадает под воздействие раздражительно-ответного механизма, находится низко на шкале тонов и не очень-то селф-детерминирован. Выше этого уровня вы обнаруживаете селф-детерминизм. И вы обнаружите, что он находится на самом высоком уровне. На самом высоком уровне, до которого мы можем добраться, находится селф-детерминизм.

Так вот, все это вместе выглядит следующим образом: у нас есть три уровня, и если рассматривать их в обратном порядке... то есть в том порядке, в каком они появлялись в поле зрения... это структура, которая представляет собой действие или усилие; следующий уровень – это эмоция, или раздражительно-ответные механизмы; и следующий уровень – это самая обыкновенная мысль... над этим уровнем находится селф-детерминированная мысль, но мы рассматриваем мысль как нечто целое; на самом деле мысль делится на две категории. Понимаете? Вот таким образом шло развитие Дианетики.

Дианетика развивалась параллельно с тем, как мы двигались от структуры к мысли.

Так вот, новый, третий уровень, до которого мы еще не добрались и до которого мы, может быть, доберемся, а может быть, и нет, – это выяснение того, что осуществляет полный контроль над телом, ведь эти селф-детерминированные постулаты, что интересно, на самом деле зависят от более ранних действий на уровне структуры. Мы уже можем установить тот факт, что существует первичная мысль, которая сопровождает человека повсюду: первичная мысль «быть» – это действие более высокого уровня.

Но это очень забавно... поскольку вы узнали о процессинге постулатов, вы могли бы немного поразмышлять про себя: «Ну, мне не следовало создавать этот постулат, тот постулат, и мне не нужно было делать того и сего по этому поводу». Что именно говорит вам о том, что вам не нужно создавать тот или иной постулат? Видите, это главное. Это «главный» механизм. Должно быть, что-то другое создает постулат.

Вот настолько мы проникли на третий уровень, и это граница. Сейчас мы говорим о том, что мы будем называть вторым уровнем процессинга; это включает в себя усилие, эмоцию и мысль. И поверьте, мы можем управлять и первым, и вторым, и третьим. Вот первое, что вы должны знать: существует три подуровня, и вы должны знать, как эти три подуровня взаимодействуют.

В «Настольной книге для преклиров» есть рисунок, на котором показано «Я», затем моторно-ответный механизм... «Я», и внизу моторноответный механизм, а между ними железистый коммутатор.

«Я» отдает приказ, который, очевидно, передается в физическую вселенную посредством реакций желез. Ваша мысль представляет собой намерение, которое преобразуется в эмоцию, которая передается в коммутатор тела в виде усилия.

Так вот, ваше намерение и мысль, проистекающая из этого намерения, могут сразу же попасть в моторный коммутатор, или вы можете просто начать ощущать их как нечто приятное в вашем воображении.

В физической вселенной существует и другой механизм, работающий в обратном порядке: окружение воздействует на вас на уровне моторных механизмов, этот импульс поднимается на уровень желез и затем на уровень мысли. Понимаете, как это происходит?

Это три шага. Поверьте мне, это ужасно просто. Вот так, через посредство эмоции, мысль может стать действием, а действие – превратиться обратно в мысль.

Кроме того, сейчас мы хорошо знаем, что эмоция... это очень просто. С помощью эмоциональной кривой вы можете проделывать с эмоцией самые невероятные вещи, это действительно так. Проходя эмоциональные кривые с человеком, вы можете добиться совершенно потрясающих результатов. Это очень простой механизм.

Эмоциональная кривая – это просто переход с одного уровня шкалы тонов на другой.

Мы выяснили, что разум занимается оценкой усилий. Решение проблем, их постановка и наблюдения, связанные с ними, имеют непосредственное отношение к этой главной кнопке под названием «оценка усилия», вот и все.

Так вот, усилие можно сохранить на будущее, или его можно использовать сразу же, или же его можно просто оценить и передать кому-либо еще посредством общения. Ваши проблемы решаются за счет таких оценок усилия.

Эмоция появляется, когда оценки... она находится в прямой зависимости от правильности оценки усилия, и правильность определяется по градиентной шкале. Если бы вы прекрасно оценивали свои усилия по всем направлениям, то, поверьте мне, вы были бы счастливы. Но если вы оцениваете их неправильно, то вы опускаетесь в диапазон неадекватных эмоций. Вот таким образом эмоция связана с мыслью, и таким образом она связана с действием. Она находится прямо между ними.

Понимаете, с одной стороны препятствием для эмоции может стать контрдействие, с другой стороны эмоция может быть приостановлена новыми намерениями. Понимаете, как это может происходить?

Вы подходите к столу, беретесь за ручки ящика, и он очень легко открывается. Сколько усилия, по вашей оценке, вы должны приложить к ручкам ящика? Насколько сильно нужно за них потянуть, чтобы он открылся? Насколько вам нужно напрячь тело, чтобы вы могли стоять ровно, открывая этот ящик? Все это оценка различных усилий. Ящик открывается легко, вы очень рады, ваш тон совершенно не изменился; вы достаете то, что там лежит. Поскольку это вызывает какие-то мысли, это может изменить ваш тон, если вы этого захотите. Но когда вы открываете этот ящик, ваш тон не изменяется.

Но вот вы тянетесь к ящику стола, беретесь за ручку двумя пальцами и начинаете тянуть за нее; вы не оценили, с какой силой вам необходимо сжимать ручку, и ваши пальцы соскальзывают с нее. Что ж, вы опускаетесь по тону... у вас появляется некоторое недовольство. Вы снова хватаетесь за ручку, и теперь вы держите ее крепче. И, возможно, вы держите ее крепче, чем нужно. Так что, видите, неправильный расчет усилия в одном направлении приводит к тому, что вы слегка ошибаетесь в расчете усилия в другом направлении. Вот так.

Теперь допустим, что вы открываете ящик, но он застревает с одной стороны. Вы говорите: «Черт побери!» Если ящик вообще не открывается, то где вы в конце концов окажетесь? Вы говорите: «А, мне все равно это было не нужно». Это апатия. Вы находитесь в этом диапазоне шкалы тонов.

Вы можете взять любого человека, который ничего не подозревает... это интересное явление, и, между прочим, до настоящего времени его никто не заметил и не описал... возьмите и попросите какого-нибудь человека сделать что-то, и подстройте все так, чтобы ему не удалось сделать это так, как нужно. Это, например, может быть застрявший ящик, скользкие ручки и так далее. Понаблюдайте за тоном этого человека, когда он начнет возиться с этим ящиком. Но не обставляйте все это так, как будто вы проводите эксперимент; сделайте вид, будто в ящике находится что-то ценное. И устройте так, чтобы ящик вообще нельзя было открыть. Не помогайте человеку, посмотрите, как он будет опускаться по тону. Вы увидите, как он проходит каждый уровень шкалы тонов.

Так что это связано с оценкой усилия, не так ли? Но какую роль играет ящик стола? Ящик стола играет определенную роль: он является частью окружения, поэтому он создает для этого человека контрусилие. Даже если ящик открывается очень легко, то в нем все равно присутствует контрусилие. Понимаете, как это происходит? Но если он открывается с трудом, то в нем присутствует большое контрусилие; то есть контрусилие, которое блокирует эмоциональный отклик человека.

Итак, существует усилие и контрусилие. Есть человек, который пытается направить усилие вовне, и есть усилие, которое не удается направить вовне. Усилие, которое направлено против усилий человека, мы всегда называем контрусилием. Это наша терминология. Это «контрусилие». Его также можно было бы назвать «усилием окружающей среды» для большей ясности.

Каждый момент жизни содержит контрусилия. Между давлением внутри тела и вне его может существовать баланс или дисбаланс. Все ваше тело испытывает внешнее давление в один килограмм на квадратный сантиметр, и внутри вашего тела тоже существует давление в один килограмм на квадратный сантиметр, которое уравновешивает внешнее давление. Когда вы летите на самолете и он набирает высоту, у вас закладывает уши; это означает, что внешнее давление упало до девятисот грамм на один квадратный сантиметр, а внутреннее осталось прежним, или что-то в этом роде. Вашим ушам нужно приспособиться к этому, это происходит с евстахиевой трубой, и это происходит со всем вашим телом и каждой клеткой.

Также существует гравитация. На вас всегда действует гравитация. Первый человек, который окажется в космическом корабле между Землей и Луной, где нет гравитации, испытает интересные ощущения, и мы на самом деле не знаем, какие эмоции будет испытывать этот человек, ведь у него есть некоторая стабильность в отношении гравитации. Вы используете гравитацию, гравитация не использует вас, но она может использовать вас.

Последний раз, когда вы спускались по лестнице и не рассчитали, что там есть еще одна ступенька, гравитация заставила вас испытать довольно сильный шок.

И последний раз, когда вы спускались по лестнице и думали, что там есть еще одна ступенька, а ее не оказалось, вы также испытали довольно сильный шок. Такая гравитация появляется в результате того, что контрусилие было рассчитано неправильно. Другими словами, это неоптимальная гравитация. Когда вы падаете из самолета и пролетаете полторы тысячи метров, а потом разбиваетесь вдребезги, это является результатом неоптимальной гравитации.

Хорошо. Так вот, существует усилие окружающей среды. Оно включает в себя следующее: ваше усилие оставаться в состоянии покоя или в состоянии движения... ваше усилие оставаться в состоянии покоя или прийти в движение – это следует более правильно сформулировать – и усилие окружающей среды, направленное на то, чтобы оставаться в состоянии покоя или оставаться в движении. В этом и заключаются все конфликты, которые существуют в области действия; в этом и заключаются все конфликты. Ваше усилие оставаться неподвижным в то время, как что-то пытается сдвинуть вас, и ваше усилие оставаться в движении в то время, как что-то пытается изменить ваше состояние или повлиять на вас.

Так вот, на самом деле существует три категории – «начать», «остановить» и «изменить», но «изменить» – это всего лишь комбинация «начать» и «остановить». Тем не менее, мы будем рассматривать все это как три категории.

Вы прилагаете физическое усилие, чтобы оставаться в состоянии покоя, или чтобы оставаться в движении, или чтобы изменить свое состояние. Контрусилием является то усилие в окружении, которое препятствует тому, чтобы вы оставались в состоянии покоя, когда вам это нужно, или тому, чтобы вы оставались в движении, или тому, чтобы вы изменили свое состояние. Контрусилие – это то усилие в вашем окружении, которое вам необходимо преодолеть или с которым вам необходимо справиться... хотя не факт, что вы сможете это сделать.

Что касается эмоции, то эмоция – это посредник между мыслью и действием. Она показывает, насколько активные действия необходимо предпринимать в той или иной ситуации. Это измерительный прибор. Он показывает, как должно вести себя тело в той или иной ситуации. Если оно действует на низком уровне шкалы тонов, то это означает, что конфликт между усилием и контрусилием достигает невероятных размеров... низко на шкале тонов.

Диапазон эмоции простирается от отсутствия расстройства – другими словами, отсутствия конфликта – до состояния, когда все превращается в сплошной конфликт. И когда все превращается в сплошной конфликт, вы умираете. А когда конфликт вообще отсутствует и когда все конфликты полностью разрешаются, вы поднимаетесь до Вальхаллы или чего-то в этом роде.

Это два уровня на шкале тонов. А между ними находятся все эти реакции. Помните «Заметки к десяти лекциям»? Эти данные были получены до того, как все это стало нам известно, но они были получены лишь на основе опыта. Это реакции человека в диапазоне между действием и контрдействием... то есть усилием и контрусилием.

Гнев – это эмоция, которая характеризуется тем, что человек пытается удерживать все в неподвижности. Понимаете? Так вот, прежде чем дать этому окончательную оценку, обратите внимание вот на что: если вы пытаетесь отойти от разгневанного человека, он хочет, чтобы вы вернулись. Если вы пытаетесь оставаться возле него, он хочет, чтобы вы ушли. Это разрушение, потому что он пытается добиться, чтобы не было никакого движения. Человек в гневе пытается разрушать – бить, колотить, кричать, визжать, прилагать какие угодно усилия, чтобы свести контрусилие к нулю. Он пытается сделать так, чтобы не было никакого контрусилия, ведь отсутствие какого-либо контрусилия – это смерть. Человек в гневе разрушает.

Способ разрушить что-либо, единственный способ разрушить что-либо, – это добиться, чтобы внутри этого прекратило существовать движение; это способ разрушить что-либо. Отсутствие движения – это смерть. Понимаете, как это происходит?

На уровне 1,1 мы имеем дело со страхом.

Вот небольшой пример. Давайте рассмотрим гнев. Есть контрусилие по отношению к гневу. Предположим, это разгневанный человек, а это усилие окружающей среды. Это усилие окружающей среды достигает этого человека, и... Видите? Так вот, если это приводит к тому, что вокруг этого разгневанного человека возникает много движения, то он встанет и остановит его. Но контрусилие в виде движения, которое достигает разгневанного человека, заставляет его двигаться вот в этом направлении.

В процессинге усилия это выглядит вот так. Если человек находится в тоне гнева в том, что касается его намерений, и что-то наносит ему удар, то вы обнаружите, что этот человек удерживает это на месте... он удерживает это. Он сдерживает движение. Его тело на самом деле сдерживает движение. Все, что есть в теле, он удерживает в заторможенном состоянии. Он пытается остановить все, что есть в теле. Вот откуда появляются отложения кальция; болезни, связанные с отложением веществ, появляются на уровне 1,5. Человек удерживает все в неподвижности. Если человек находится на уровне 1,5 шкалы тонов, то он будет страдать от заболеваний, связанных с отложением веществ; вот и все. Вы можете вылечить его двумя способами: вы можете опустить его по шкале тонов и можете поднять его.

Так вот, когда человек опускается до тона страха и сталкивается с движением, он может какое-то время двигаться в одном направлении с этим движением; он не решил, убежать ему или остаться – это состояние нерешительности, – но когда в этом диапазоне появляется движение, оно порождает движение. И вот как это происходит. Вот контрусилие. Оно достигает человека, который находится в страхе или в 1,1. Как только это контрусилие исчезает, этот человек, испытывающий страх, сделает все, чтобы это контрусилие не появилось снова, а затем он возвращается обратно.

Маленький мальчик, который идет по кладбищу насвистывая, часто останавливается и высматривает привидения. Он готов удрать, но пока что не делает этого. Но он наверняка удрал бы, если бы там что-то было. Другими словами, каждый раз, когда в окружающей обстановке появляется какое-нибудь контрдействие, он убегает, понимаете? Так что вот оно контрдействие, и вот скрытая враждебность. Вот почему здесь находится скрытая враждебность, понимаете? Человек сталкивается с движением и говорит: «Да, я здесь. Меня отодвинули на задний план». Понимаете, здесь появляется задабривание и все такое.

Так вот, этот человек находится так низко на шкале тонов, что он начнет двигаться в том же направлении, что и действие, с которым он столкнулся. Таким образом, есть определенный уровень, на котором человек испытывает сочувствие; весь этот диапазон шкалы характеризуется сочувствием. Вот контрдействие, которое имеет определенное направление, и вы действительно можете увидеть, как человек, находящийся на этом уровне шкалы тонов, смотрит на это контрдействие и сам начинает двигаться в том же направлении. Вы когда-нибудь наблюдали такое?

Вы наблюдали это среди человеческих существ – один человек начинает нервничать и дрожать, и кто-то другой тоже начинает нервничать и дрожать. Видите, как это происходит?

Оказывается, сочувствие может иметь место на любом уровне шкалы тонов, и оно должно быть... нам нужно дать более точные определения нашим словам, и слово «сочувствие» мы используем для обозначения диапазона шкалы тонов от 1,1 до 0,5. Это взаимообмен неадекватными эмоциями, который мы будем называть сочувствием. Как вы будете называть все остальное, неважно.

Но в обществе все считают сочувствием примерно этот уровень на шкале тонов. Я имею в виду, это то, что приходит им в голову, когда они думают о сочувствии. Они думают о каком-нибудь хромом человеке, и все ему сочувствуют. Потеря в семье, люди сочувствуют и так далее.

На остальных уровнях шкалы тонов мы имеем дело просто-напросто с совместным действием. Кто-то счастлив, кто-то еще тоже становится счастливым; это и есть совместное действие или совместный эмоциональный отклик, а не сочувствие. Так что давайте будем более точно использовать слова, поскольку до нас люди использовали их не совсем правильно.

Хорошо. Горе на шкале тонов. Горе – это очень интересный уровень на шкале тонов; оно находится вот здесь. Вы можете сделать все что угодно с человеком, который находится в горе, все что угодно. Он сталкивается с движением и просто двигается в том же направлении. Это горе.

Но апатия – это нечто другое; когда человек находится в апатии, он даже не присутствует. Возникает движение... контрдвижение в окружающей обстановке, понимаете, и этого человека просто нет, понимаете?

Апатия... движение проходит насквозь. Вы можете посадить девушку на стул... апатичный кейс. Такой кейс, кстати, может быть оживленным, находясь под влиянием какого-нибудь маника или чего-то в этом роде. Я имею в виду, иногда такие люди могут выглядеть бодрыми и так далее.

Девушка садится на стул. Если она действительно находится в апатии, то вы можете подойти сзади и приподнять слегка стул, и она упадет прямо на пол – бум. Другими словами, эмоция проходит насквозь. Человеку кажется, будто все, что угодно, проходит сквозь него. Единственное положительное качество, которое есть у такого человека, заключается в том, что он может терпеть, терпение – это апатия. Если вы хотите помочь человеку, который находится в апатии, то пройдите с ним несколько случаев, связанных с терпением. Пройдите с ним любые случаи, когда кто-то терпел и когда он сам терпел, пройдите с ним все, что ему приходится терпеть, и все случаи, когда он думал, что ему необходимо терпеть, и все, что он терпел, и так далее, и вы увидите, как он начнет подниматься по шкале тонов. Он только и делает, что терпит.

«Вы можете терпеть».

Вы видите, как движение связано с эмоцией? Очень просто, не так ли?

Далее, человек в горе... человек в горе не сможет практически... Люди, которые находятся ближе к апатии, инертны, они как бы «поросли мхом», а те, которые находятся чуть выше, просто могут... если вы приподнимете стул, на стуле сидит человек в горе и вы приподнимаете стул, он встанет со стула, он может подняться на ноги, понимаете? Знаете, он просто поднимается на ноги и потом как бы приспосабливается, особенно если вы его приспосабливаете. Вы можете взять руку человека, который испытывает горе, и поднести ее к его глазам, чтобы он вытер их, и он начнет их вытирать.

Человек, который испытывает страх... вы подходите и беретесь за спинку стула, на котором он сидит, и приподнимаете вот так... он ускоряет действие. Он реагирует быстрее, чем вам нужно, он сразу же встает. И как только вы отвернетесь, он снова сядет на стул.

Если он находится немного ниже на шкале, чуть ниже страха, то он даже не спросит вас, почему вы это сделали.

Кстати, первое, что сказал бы человек в апатии, это: «О, ничего страшного». У него нет никакого представления о том, почему вы сбросили его на пол. Он говорит:

«Ничего страшного». Понимаете?

Страх... человек в страхе даже не спросит вас, почему вы это сделали. Но спустя две-три минуты он скажет: «Помните последнюю книгу, которую вы написали? Знаете, я на днях разговаривал с одним приятелем. Он... мой хороший друг. Ему все это нравится. Он большой авторитет и так далее. Он сказал: “Господи, какая ужасная книга!”» Тем или иным образом он вас подковырнет.

Теперь гнев. Человек сидит на стуле, и он разгневан. Вы подходите, приподнимаете стул сзади... и вот вам пожалуйста. Он сидит на месте! Его не сдвинешь.

Далее, мы поднимаемся немного выше по шкале и доходим до отметки 2,0. Этот человек... вы подходите и тянете руку к стулу. И если вы начинаете тянуться к стулу... такой человек, как правило, очень бдителен; он отводит вашу руку в сторону. Если вы прикоснетесь к спинке стула и начнете поднимать его, то он предпримет относительно селф-детерминированное действие: он встанет и не позволит вам скинуть себя на пол. Когда человек в тоне 2,0 встречает движение, то он справляется с ним по принципу «изменить это и избавиться от этого». На уровне 2,0 человек говорит:

«Что бы я тебе ни сказал... что бы ты мне ни сказал, я отвечу тебе тем же. Я тебе покажу». Он отвечает вам как эхо, он ведет себя задиристо. Он отвечает как эхо, потому что любое движение, которое направлено в его сторону, он направляет обратно.

Если мы поднимемся достаточно высоко по шкале, то мы обнаружим, что человек на этом уровне начинает принимать движение, он быстро рассматривает его и выясняет, может ли он использовать его, и отбрасывает его, использует его, делает с ним все, что пожелает.

Так вот, существует соответствие между эмоцией и движением. И существует соответствие между эмоцией и действиями. Понимаете? Вы должны это понимать, потому что вы должны быть способны определить положение человека на шкале тонов, посмотрев на него две секунды, – даже раньше, чем он заговорит. А когда он заговорит, вы сможете воспользоваться Таблицей отношений и старой таблицей из «Науки выживания». Но вы должны знать, на каком уровне шкалы тонов он находится, если вы хотите быстро сделать для него что-то. Ведь то, какие действия вам необходимо предпринять, зависит от того, на каком уровне шкалы тонов находится человек. Все это требует большой точности, как столярные работы или что-то в этом роде.

Хорошо. К вам подходит человек, он садится за ваш стол... вы можете наблюдать это; это... просто поразительно, насколько одинаково ведут себя люди в таких случаях. Вы садитесь за стол, предлагаете ему сигарету, и он берет эту сигарету механически, хотя он не курит. Запросто. Он возьмет сигарету, которую ему дают, но он не курит. Что ж, значит он находится где-то в районе горя, граничащего с апатией.

Если вы предложили человеку сигарету, и он не реагирует на это в течение небольшого, но существенного промежутка времени... вы предложили ему сигарету... он в апатии. То движение, которое вы направляете в его сторону, может пройти сквозь него. «Это не имеет значения. Ничто не имеет значения». Понимаете?

Если вы предлагаете сигарету человеку, который находится в тоне гнева, то он увидит, что вы предлагаете ему сигарету, или даже увидит, как двигается ваша рука, он догадается о вашем намерении и остановит вас. Он не даст вам заговорить, он остановит ваше действие, он остановит ваше движение. Люди в окружении человека, который находится в хроническом тоне гнева, как правило, оказываются в состоянии неподвижности и в конце концов... бумс! Они оказываются в самом низу шкалы тонов. Понимаете, как это происходит? Это происходит, потому что человек в гневе требует, чтобы не было никакого движения, он требует, чтобы не было никакого эмоционального отклика, кроме полной остановки. Так вот, этот человек, человек в гневе, говорит: «Вы должны делать это, вы должны делать то». Ну-ну, попробуйте-ка сделать что-нибудь из того, что он сказал. Как только вы начнете делать это, вы тут же должны будете делать что-то другое.

Если в окружении разгневанного человека находятся маленькие дети, то они, как правило, впадают в глубокую апатию. Такие дети очень больны.

Ребенок хочет пойти поиграть на улице – ему нельзя этого делать. Он не хочет играть на улице – он должен пойти поиграть на улице. Понимаете? Но не давайте ребенку обуться и направиться к выходу, чтобы выйти на улицу и поиграть, потому что ему нельзя выходить на улицу. Понимаете?

Все это кажется совершенно обоснованным, и существует масса совершенно разумных объяснений, почему он не должен играть на улице, но единственная цель человека, который находится в 1,5 на шкале тонов, заключается лишь в том, чтобы останавливать движение. Остановись! Подчиняйся. Действуй. А если ты пошевелишься, то один Господь тебе поможет.

Поднимаясь выше по шкале тонов, мы видим другие проявления. Но вы можете наблюдать за людьми. Вы можете наблюдать, как они ходят, вы можете наблюдать, как они сидят. Вы можете неожиданно для себя осознать, как они обращаются с движением, и вы сразу же определите их положение на шкале тонов. И вы будете знать все остальные характеристики. После этого вы будете знать, что нужно проходить с человеком, если вы хотите что-то для него сделать быстро.

Хорошо. Таково влияние движения на эмоцию; существует эта взаимосвязь.

Есть еще одна хитрая штука, о которой вы еще не слышали, если только вы не заглянули в «Настольную книгу». Она еще не описана в «Продвинутой процедуре».

Контрэмоция. Существует эмоция и контрэмоция; и, как вы догадались, существует мысль и контрмысль. Усилие, контрусилие; эмоция, контрэмоция; мысль, контрмысль. Это шесть проявлений жизни в физической вселенной; очевидно, других проявлений не существует. Вот и замечательно. Поскольку, что очень интересно, если вы возьмете человека и попросите его начать проходить контрмысль, то он найдет столько всякой всячины за меньший промежуток времени... столько всего, сколько он не найдет с помощью всех старых типов процессинга вместе взятых; все это будет сыпаться как из рога изобилия.

Контрмысль: у человека есть мысль, у другого человека есть противоположная мысль. Каким образом все это связано с мыслью? Так вот, все эти контрмысли необязательно должны быть противоположны мысли человека.

Что происходит с человеком, который находится в группе людей с низким уровнем тона и соглашается с ними все время... соглашается, соглашается, соглашается, соглашается? Что происходит с продавцом, который приходит в компанию «Блиц энд кампани» и «Смог энд кам-пани» в Лос-Анджелесе, подходит к клиенту, а тот говорит:

«Мне нравится гольф»? Согласно тому, что написано в его руководстве, продавец должен сказать: «Мне тоже нравится гольф. Как ваша игра, мистер Снайд?» Так и сяк... и соглашается, соглашается, соглашается, соглашается.

Что ж, это контрмысль, но на каком уровне шкалы тонов она находится? Если отметить ее положение на шкале тонов... когда вам приходится соглашаться со всем, что говорит другой человек, то вы оказываетесь на очень низком уровне, если только вы не соглашаетесь с каким-то естественным и логичным действием.

Например, вы видите, что гири и весы действуют определенным образом. Профессор показывает вам, что гири и весы действуют определенным образом, и вы говорите: «Гири и весы действуют таким вот образом. Да, я согласен с этим». Вы не соглашаетесь с кем-то, вы не соглашаетесь с тем, как он что-то представляет вам; вы соглашаетесь с чем-то, что действительно существует в физической вселенной. Вы просто наблюдаете этот факт. Вы смотрите на это, и вот оно перед вами.

Но если вы соглашаетесь с каждым встречным... если вы попробуете делать это на протяжении двадцати четырех часов, то я гарантирую, что вы окажетесь глубоко на дне, потому что это сочувствие на уровне АРО, потому что вы действуете точно так же, как действуют другие, и это приводит вас в довольно мрачное состояние.

Вот почему у продавцов бывают нервные срывы. Почти все эти горячие ребята, которые занимаются продажами и добиваются больших результатов в первые несколько лет, в конце концов наживают себе бог знает что: язвы, мигрени и все остальное. Они начинают пить, делают что угодно, чтобы избавиться от этого состояния. И они не знают, что их удерживает в этом состоянии, а это просто контрмысль.

Кроме того, хороший продавец сталкивается с контрэмоцией. Он соглашается с любой эмоцией, с которой он сталкивается в своем окружении. Он выяснил, что начальник страшно зол на демократию, и он тоже будет страшно зол на демократию. Понимаете? Он использует эту контрэмоцию; он будет соглашаться с любым уровнем шкалы тонов, на котором находится его потенциальный покупатель. И ему, кстати, действительно удается продать этому человеку свой товар. Но если он будет продолжать в таком духе слишком долго, то он практически прикончит себя.

Так вот, он может даже опуститься на уровень усилия и контрусилия, так что он будет прилагать усилие в ответ на каждое контрусилие. Я рискую вогнать кое-кого из вас в краску, но в Нью-Йорке они обычно получают много заказов... назначая на должность продавца девушек.

Типичным примером является гольф. Продавец идет играть в гольф с кем-то, чтобы продать ему свой товар. Он играет в гольф не потому, что ему хочется поиграть в гольф, а потому, что человек, которому он пытается продать свой товар, любит играть в гольф, и он соглашается с человеком, которому он пытается продать свой товар; и вот вам пожалуйста. Таким образом, он прикладывает усилие, соответствующее контрусилию.

Это становится весьма мрачным, поскольку этот человек уравнивает свой тон с тоном каждого человека, которому он пытается продать свой товар, а некоторые из этих людей могут находиться в очень плохом состоянии, которое называют «нормальным». Так что вы понимаете, с чем сталкивается этот человек.

Это контрусилие означает просто мысль, противостоящую мысль. Она может возникнуть перед вашей мыслью или после нее. Это просто мысль, которая существует в окружении, вот и все... как бы она ни была произнесена, как бы она ни была написана, как бы вы ее ни ощущали.

Если кто-то думает, что мы занимаемся мистикой, то знаете, сказать, что все это мистика, – это то же самое, что сказать, что этот стол весь в дырках, а это не так (хотя это на самом деле так, но это уже относится к области ядерной физики, а не мистики).

Вы можете сделать вывод: «Значит, существуют такие вещи, как экстрасенсорные восприятия и все остальное». Что ж, это относится к области парадианетики. Если вы захотите исследовать это с точки зрения контрмысли... мысли и контрмысли и так далее, то вы можете кое-чего добиться. Но поверьте мне, вам не обязательно это делать, чтобы добиться изменений у преклира, работая с контрмыслью.

Вы просто начинаете проходить это с преклиром: «Пройдите все случаи, когда кто-то думал не так, как вы». Конечно, при этом вы будете проходить гнев, потому что здесь имеет место полная противоположность.

«Пройдите все случаи, когда кто-то боялся того, о чем вы думали».

«Пройдите все случаи, когда кто-то испытывал горе по поводу того, о чем вы думали. И найдите контрмысль, то, что этот человек думал об этом».

«Пройдите все случаи, когда то, что вы думали, не имело никакого значения», – в полной апатии.

Просто проходите с этим человеком контрмысль, просто проходите с ним его

мысли об этом. И вы добьетесь больших изменений в кейсе, поверьте мне.

Некоторые люди могут выполнять только это. Между прочим, это самый легкий процесс, который вы только можете провести.

Теперь давайте рассмотрим эмоцию. С эмоцией работать немного сложнее. Нижний диапазон эмоций... существует два диапазона эмоций: один ведет к мысли, другой – к действию или усилию... эмоции нижнего диапазона легко передаются. Вот что вызывает массовую истерию.

Какая-нибудь девушка на фабрике видит мышь и поднимает крик: «Аааа!» Пятьсот шестьдесят женщин начинают кричать: «Аааа!», хотя они сами не знают почему, и выбегают из здания.

Кто-то идет по улице в каком-нибудь южном городе и говорит: «Белая девушка, здоровый негр», и так далее и так далее. Знаете, он выражает эмоцию, рррррррр. Неожиданно весь город начинает бррррррр, совершенно неожиданно. Это массовая истерия. Только давайте не будем допускать ту ошибку, которую делали раньше, и называть это истерией, потому что на шкале тонов нет такого тона. Истерия подразумевает страх, расстройство и так далее. Что ж, это... очень легко передается, поскольку этот механизм, по-видимому, появился вот откуда.

Человек – это животное, которое живет в стаде. Также как и олени и другие стадные животные. Вожак неожиданно замечает что-то, что заставляет его сорваться с места, и всего стада пшик! – и нет. Он не свистит, не шипит, не делает ничего такого. Стадо находится где-то позади; животные стоят спиной к вожаку, они щиплют траву и так далее.

О, это было очень удобно для человека по мере того, как он развивался от поколения к поколению. Он заворачивает за угол... вожак очень самоуверенно заворачивает за угол и хрусть! – попадает прямо в зубы мамонту. Так вот, на генетической линии факсимиле отложится то, что человек, который идет впереди, очень часто оказывается пострадавшим, и другие видят это, и поэтому это переходит в более низкий диапазон.

Если что-то и распространяется, то это не мысль, это эмоция. Мы знаем, что эмоция может распространяться. Она имеет такую же плотность... она более плотная, чем радиоволны.

Таким образом, контрэмоция может быть на уровне апатии. Человек счастлив и весел; он оказывается в толпе людей, и все они сидят вот так. Через некоторое время мы видим, что он сидит так же. Контрэмоция поглотила его.

Человек совершенно счастлив, свободен, весел; он услышал... узнал о смерти человека, может быть, одного из членов его семьи; он не чувствует себя плохо по этому поводу. И вот он заходит в дом, а там все в слезах, и он: «Эмммммм-бум!» – он в горе. Страх, гнев и далее вверх по шкале тонов.

А вот что происходит внутри команды. Вот руководящий состав, и если он находится в определенном эмоциональном тоне... то на корабле, например, этот тон будет чувствоваться во всем, до самой последней заклепки. И все будут вести себя соответственно. Очень интересно.

Если большая часть руководящего состава на корабле нервничает по поводу сложившейся ситуации, то когда вы посмотрите вниз на орудие номер один, вы увидите, что те парни тоже начинают нервничать.

Конечно, вы можете сказать: «Ну, это произошло из-за безбатарейных телефонов, а это произошло из-за того-то и того-то», но поверьте мне, это происходит.

Если вы начнете проходить с человеком контрэмоцию различных диапазонов шкалы тонов и у него будет... в конце концов вы сможете уговорить его почувствовать ее. Чем ниже человек на шкале тонов, тем труднее вам будет заставить его почувствовать контрэмоцию. Потому что в апатии человек, конечно, может терпеть; это ему награда, понимаете? Контрэмоция – «Меня это не волнует. Это пройдет мимо меня. О, нет... такой вещи, как контрэмоция, не может существовать. Я не понимаю, о чем вы говорите. Вы имеете в виду, что мне нужно принять вэйланс другого человека и почувствовать все это? И почувствовать его гнев, да?»

«Нет, нет. Вы, стоя здесь, можете почувствовать эмоцию другого человека?

Очень просто».

Он отвечает: «О, вы имеете в виду, что мне нужно принять его вэйланс?»

А вы говорите: «Нет. Нет. Стоя здесь, почувствуйте излучение. Вот острие булавки – это вы, – а вот другой человек. Допустим, он является электрической лампочкой, которая испускает лучи, и они достигают вас. Вам нужно почувствовать эти эмоции. Этот человек разгневан, и вам нужно почувствовать, как его гнев достигает вас».

И он говорит: «О, вы имеете в виду, что мне нужно принять его вэйланс».

Что ж, вам придется долго и упорно объяснять ему это, если только вы не попросите его пройти случаи, связанные с «терпением», и тогда он поймет, что вы имеете в виду.

Так вот, вы уговариваете человека почувствовать контрэмоцию какого-нибудь другого человека, контрэмоцию человека, которого он очень любит. Возможно, он не сможет найти ее сразу. Потом он неожиданно найдет случай, когда эта контрэмоция была не такой, какая она есть... какой она обычно бывает, и тогда он почувствует контрэмоцию. Вы можете в конце концов уговорить его почувствовать контрэмоцию.

Вам не нужно никого уговаривать почувствовать контрусилие. Вы можете просто поставить человека на ноги, ударить его в живот и сказать: «Это контрусилие». Человек снова садится на стул. И говорит: «Понятно!»

Так вот, у контрэмоции есть несколько интересных проявлений. Но вы должны знать, что мы под этим подразумеваем. Это очень просто. Мы можем рассматривать это как еще одного человека, как форму жизни или как часть какой-либо динамики... как любую часть любой динамики... и мы можем тем или иным образом почувствовать излучение, которое от этого идет. Если хотите, называйте это «атмосферой», мне все равно. Иногда вы просто называете это «атмосферой», и тогда люди лучше понимают, что вы имеете в виду.

На самом деле каждая динамика создает для человека определенную атмосферу. Неважно, как он ее ощущает, видит ли он ее, или чувствует, или слышит; неважно, каким образом он ее воспринимает. Он может попытаться проанализировать, каким образом он воспринимает эту атмосферу, но это всегда одно и то же. Кстати, он не видит и не ощущает ее.

Тем не менее, весь верхний диапазон этой эмоциональной шкалы имеет отношение к мысли; эмоция находится в промежутке. Так вот, мысль сама по себе не оказывает влияния, но она может оказывать влияние, контролируя эмоции человека, его собственные эмоции. Мысль, которая была передана другому человеку и которая попала в его эмоциональную систему, может оказывать такое же влияние. Таким образом, у нас есть средства для передачи эмоции.

Но когда люди общаются друг с другом, это в большей или меньшей степени сопровождается некоторой эмоцией... в большей или меньшей степени. Чистое общение посредством мысли, независимо от того, каким образом оно осуществляется, не сопровождается никакими эмоциями.

Люди, чья работа связана с естественными науками... обычно им очень нравится работать в области, связанной с естественными науками, потому что им не приходится иметь дело с чем-либо, от чего исходит очень сильная контрэмоция. Они избегают таких вещей.

Так вот, единственное, что действительно может помешать человеку в одитинге,

– это не контрмысль, это контрэмоция.

Например, одитор боится проходить в одитинге горе, он просто не хочет проходить с преклиром горе и все. Он не хочет иметь с этим дело, и все тут. Он знает, что он столкнется с контрэмоцией.

Чего боятся люди? Одитор не боится, что преклир встанет с кушетки и стукнет его по голове кирпичом. И на самом деле он не будет бояться – если только у него нет серьезной инграммы на эту тему, – что преклир что-то подумает о нем.

Кстати, существует целый раздел психотерапии, который посвящен психиатрическому психозу... «Вы... вы думаете обо мне, правда? Вы сомневаетесь во мне, да?» И психотерапевт просто счастлив, когда ему удается добиться, чтобы пациент начал думать о нем, сомневаться в нем, или что-то в этом роде, знаете?

Хорошо. Чего боится большинство людей в мире? Когда я говорю «боится», я имею в виду этот диапазон истерии, так ведь? Но с чем они боятся столкнуться в окружающем их обществе? В девяти случаях из десяти, когда вы говорите человеку:

«Вам не нравится чувствовать, что кто-то испытывает гнев. Что вам не нравится в том, что кто-то испытывает гнев?» – он будет долго объяснять вам это, но ему не нравится это чувство. Ему не нравится чувствовать, что кто-то испытывает страх.

Говорят, что собаки могут учуять человека, который испытывает страх. Вы как одиторы знаете, что вы тоже можете учуять человека, который испытывает страх, потому что люди иногда до такой степени напуганы.

Хорошо.